Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 18 мая 2016 г. N 350-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВЕСКИ
Railway rolling stock. Weighing data control methods
ГОСТ 33760-2016
МКС 45.060
Дата введения
1 февраля 2017 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 марта 2016 г. N 86-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55049-2012 <*>
--------------------------------
<*> Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2016 г. N 350-ст национальный стандарт ГОСТ Р 55049-2012 отменен с 1 февраля 2017 г.
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2016 г. N 350-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33760-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2017 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы контроля (определения) показателей развески единиц железнодорожного подвижного состава (далее - единиц ПС).
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 весы: Средство измерений, предназначенное для определения массы тела через силу тяжести, воздействующую на это тело.
2.2 взвешивание: Измерение массы тела с использованием эффекта действующих на него гравитационных сил.
2.3 грузовые вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа.
2.4 грузоприемное устройство: Часть весов, предназначенная для принятия нагрузки.
2.5 локомотив: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.
2.6 моторвагонный подвижной состав; МВПС: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
2.7 пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.
2.8 развеска: Распределение статических нагрузок от колес, колесных пар, тележек единицы ПС на рельсы.
2.9 специальный железнодорожный подвижной состав; СЖПС: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта.
2.10 статическая нагрузка: Вертикальная нагрузка от неподвижной единицы ПС, приходящаяся от колеса (колесной пары) на рельс(ы).
2.11 экипажная часть: Конструктивная часть единицы ПС, обеспечивающая ее движение по рельсовой колее и предназначенная для установки силового и вспомогательного оборудования, приводов, тормозной системы.
3 Показатели развески
Для единиц ПС определяют следующие показатели развески:
- статическая нагрузка от колеса и (или) колесной пары на рельсы;
- масса единицы ПС;
- относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары единицы ПС;
- относительная разность статических нагрузок по осям в тележке для тележечной единицы ПС;
- относительная разность статических нагрузок по осям для двухосной единицы ПС;
- относительная разность статических нагрузок по сторонам единицы ПС;
- относительное отклонение фактического значения массы единицы ПС от проектного (номинального) значения, указанного в конструкторской документации (далее - КД);
- относительная разность статических нагрузок по тележкам вагона;
- поперечное смещение центра тяжести груза (для СЖПС);
Примечание - СЖПС, применяющий в конструкции экипажной части двухосные, трехосные, четырехосные тележки с опиранием кузова на подпятник.
- продольное смещение центра тяжести кузова вагона;
- поперечное смещение центра тяжести кузова вагона.
Номенклатура показателей развески, к которым регламентированы методы определения применительно к конкретным единицам ПС, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Определяемые показатели развески
Единица ПС Наименование проверяемых показателей Номер пункта
Локомотив Статическая нагрузка от колеса (колесной пары) на рельсы, Н 4.5.2
Относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары локомотива, % 4.5.3
Относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке локомотива, % 4.5.3
Относительная разность статических нагрузок по сторонам локомотива (секции локомотива), % 4.5.4
Относительное отклонение фактического значения массы локомотива от проектного, % 4.5.5
Мотор-вагонный подвижной состав Статическая нагрузка от колеса (колесной пары) на рельсы, Н 4.5.2, 4.5.7
Относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары вагона, % 4.5.3
Относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке вагона, % 4.5.3
Относительная разность статических нагрузок по сторонам вагона, % 4.5.4
Относительное отклонение фактического значения массы вагона от проектного, % 4.5.5
Самоходный СЖПС <*> Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, Н 4.5.2
Относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары, % 4.5.3
При тележечной экипажной части: Относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке, % 4.5.6
Относительное отклонение фактического значения массы единицы СЖПС от проектного, % 4.5.5
Самоходный <**> и несамоходный СЖПС Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, Н 4.5.2
Относительное отклонение фактического значения массы единицы СЖПС от проектного, % 4.5.5
Допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза, м 4.5.6
Грузовые и пассажирские вагоны Статическая нагрузка от колеса (колесной пары) на рельсы, Н 4.5.7
Относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке, % 4.5.3
Относительная разность статических нагрузок по сторонам вагона, % 4.5.4
Относительное отклонение фактического значения массы вагона от проектного, % 4.5.5
Относительная разность статических нагрузок по тележкам вагона, % <***> 4.5.10
Поперечное и продольное смещение центра тяжести кузова (порожнего и груженого), м 4.5.8, 4.5.9
<*> СЖПС, в конструкции экипажной части которых не используют двухосные, трехосные, четырехосные тележки с опиранием кузова на подпятник. <**> СЖПС, в конструкции экипажной части которых используют двухосные, трехосные, четырехосные тележки с опиранием кузова на подпятник. <***> Показатель проверяют только для пассажирских вагонов.
4 Методы контроля (определения)
4.1 Сущность методов
Контроль (определение) показателей развески проводят путем взвешивания единицы ПС. Взвешивание выполняют на весовом устройстве (весах). Для контроля (определения) нагрузки от колеса на рельс проводят поколесное взвешивание. Для этого весовое устройство (весы) должно состоять из нескольких грузоприемных устройств, которые должны находиться под каждым колесом.
Для контроля (определения) массы единицы ПС, как правило, применяют вагонные весы среднего класса точности.
В отдельных случаях, когда единица ПС не может быть размещена на весовом устройстве (весах) из-за большого расстояния между тележками (длиннобазные экипажные части), допускается потележечное (поколесное) взвешивание. При этом методе на весовом устройстве (весах) сначала располагается одна тележка, затем След.
Значения показателей развески получают расчетом с использованием измеренных значений статической нагрузки.
4.2 Порядок подготовки и проведения измерений
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>