RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р ИСО 14915-3-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 3. Выбор и сочетание медиаформ"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 25 ноября 2016 г. N 1793-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ

ЧАСТЬ 3

ВЫБОР И СОЧЕТАНИЕ МЕДИАФОРМ

Software ergonomics for multimedia user interfaces.
Part 3. Media selection and combination

(ISO 14915-3:2002, IDT)

ГОСТ Р ИСО 14915-3-2016

Группа Э65

ОКС 13.180

Дата введения
1 декабря 2017 года

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2016 г. N 1793-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14915-3:2002 "Эргономика программного обеспечения мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 3. Выбор и сочетание медиаформ" (ISO 14915-3:2002 "Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 3: Media selection and combination", IDT).
Международный стандарт разработан ISO/TC 159.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Разработка пользовательских интерфейсов мультимедийных приложений обычно включает в себя более широкий диапазон задач проектирования и проверки соответствия установленным требованиям, чем при проектировании обычных пользовательских интерфейсов, обеспечивающих представление только текстовых и графических данных. При проектировании мультимедийных интерфейсов обычно используют большое количество различных методов и проектных решений. Мультимедийный пользовательский интерфейс включает, объединяет и согласовывает работу различных форм представления информации (статичных медиаформ, например текста, графических символов, изображений, и динамичных медиаформ, например звука, анимации, видео или основанных на других способах восприятия). В рамках каждой медиаформы можно выделить более мелкие группы. Например, графические символы можно представить в двухмерном или трехмерном виде, а аудиозапись можно классифицировать в соответствии с уровнем качества звука или в соответствии с моно-, стерео- или объемным звучанием.
Создание проекта мультимедийного приложения, соответствующего эргономическим требованиям, расширяет возможности пользователей по управлению мультимедийными приложениями и обеспечивает его результативность, эффективность и удовлетворенность пользователя (см. ИСО 9241-11). Это может быть достигнуто путем разработки проекта мультимедийного приложения с функциями (например, выполнение работ, обучение или техническая поддержка), соответствующими особенностям пользователей и особенностям среды, в которой будет использована система. Мультимедийные приложения часто используют для обмена информацией. Обеспечение эргономичности мультимедийных пользовательских интерфейсов при проектировании может повысить эксплуатационную безопасность системы (например, посредством подачи сигнала тревоги как в визуальной, так и в звуковой форме).
Диапазон доступных медиаформ и их взаимодействие имеют различное перцептивное (относящееся к восприятию), когнитивное (познавательное) и эргономическое значение для пользователей мультимедийных приложений. Характеристиками мультимедийной формы представления информации являются потенциально высокая нагрузка на восприятие, структурная и семантическая сложность и большой объем передаваемой информации. Управление данными или информацией, представленной в мультимедийных приложениях, часто является частью работы пользователя.
В настоящем стандарте приведено руководство по выбору, сочетанию и интеграции медиаформ. Основное внимание уделено вопросам представления мультимедийных форм (направление от системы к пользователю). Вопросы управления и навигации рассмотрены в ИСО 14915-2. В начале стандарта приведены информационные требования, а также рассмотрены вопросы разработки мультимедийных приложений, в т.ч. выбор сочетаний различных медиаформ в соответствии с информационными требованиями. Далее в стандарте приведены рекомендации по последовательности просмотра информации пользователем под влиянием различных способов оформления. В справочных приложениях A - D приведено дополнительное руководство по использованию различных сочетаний медиаформ и их интеграции.

1 Область применения

В настоящем стандарте установлены рекомендации по проектированию, выбору и сочетанию интерактивных пользовательских интерфейсов для интеграции и синхронизации различных медиаформ. В настоящем стандарте рассмотрены пользовательские интерфейсы для приложений, используемых для создания, интеграции и синхронизации различных медиаформ. К ним относят статичные медиаформы, например текст, графику, изображения, и динамичные медиаформы, например звук, анимацию, видео, а также формы, основанные на других способах восприятия. Подробные вопросы проектирования конкретных медиаформ (например, графического дизайна анимационного ролика) рассмотрены только с позиций эргономического влияния на пользователя.
Настоящий стандарт распространяется:
- на методы представления информации, используемые для компьютерных мультимедийных приложений в целом, в т.ч. для автономных и сетевых приложений в случаях, когда основной целью является поддержка выполнения задачи пользователем;
- на проектирование пользовательского интерфейса программного обеспечения;
- на обучающие мультимедийные приложения в рамках вопросов эффективной передачи информации.
В настоящем стандарте не рассмотрены вопросы разработки обучающих приложений и вопросы, относящиеся к аппаратному обеспечению, например, входных и выходных устройств. Приведенные в настоящем стандарте рекомендации не распространяются на развлекательные приложения, например, игры. Основное внимание в настоящем стандарте уделено вопросам представления мультимедийных данных, а вопросы мультимодального ввода данных, при котором использованы различные средства передачи информации (например, речь) в сочетании с указанием места ввода информации, в стандарте не рассмотрены.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ISO 14915-1 Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 1: Design principles and framework (ИСО 14915-1:2002 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура)
ISO 14915-2 Software ergonomics for multimedia user interfaces - Part 2: Multimedia navigation and control (ИСО 14915-2 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 2. Навигация и управление мультимедийными средствами)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 медиаформа (medium, sing., media, plur.): Форма представления информации пользователю.
Пример - Текст, видео, графика, анимация, звук.
[ISO 14915-1:2002]
3.2 мультимедийная форма (multimedia): Сочетание представленных в приложении статичных и динамичных медиаформ, которыми можно управлять в интерактивном режиме.
Пример - Сочетание текста и видео, звука и анимации.
[ISO 14915-1:2002]
3.3 статичная медиаформа (static medium): Медиаформа, которая не изменяется с течением времени.
Пример - Текст и рисунок.
Примечание - Адаптированное определение по ИСО 14915-1:2002.

3.4 динамичная медиаформа (dynamic medium): Медиаформа, которая изменяется с течением времени.
Пример - Видео, музыка, анимация.
Примечание - Адаптированное определение по ИСО 14915-1:2002.

3.5 информационное наполнение (content): Информация, передаваемая от источника пользователю с помощью мультимедийных приложений в соответствии с определенными целями.
[ISO 14915-1:2002]
3.6 тип информации (information type): Независящее от медиаформы описание категорий информации, относящихся к информационному наполнению и компонентам.
Примечание - Типы информации можно использовать для определения сообщения, которое будет передано в мультимедийном приложении. Как и в случае с типом медиаформы, тип информации зависит от объема и категории информации. Классификация информационных компонентов по типам информации приведена в приложении A, в котором рассмотрена схема классификации, учитывающая, является ли компонент физическим или концептуальным, статичным (не изменяющимся) или динамичным, а также учитывающая категорию информационного наполнения (см. рисунок A.1).

3.6.1 информация о причине (causal information): Информация, содержащая описание причины или результатов определенного события, включая последовательность событий, описывающих причинно-следственную связь.
Пример - Нагрев, в результате которого жидкость кипит. Выполнение алгоритма, который ведет к достижению определенной цели.
3.6.2 абстрактная информация (conceptual information): Информация (факты, мнения) об объектах, которые физически не существуют.
Пример - Таксономические классы животных или растений. Мнения о политике.
3.6.3 информация о непрерывном действии (continuous action information): Информация, содержащая описание движения или другого процесса, которые происходят в течение некоторого периода времени.
Пример - Информация о приготовлении пищи. Запуск автомобиля.
3.6.4 описательная информация (descriptive information): Информация, которая содержит описание объекта или субъекта.
Пример - Красные яблоки, текстура камня.
Примечание - Такая информация может включать сведения о состоянии и хронологию изменения состояний объекта.

3.6.5 информация о дискретном действии (discrete action information): Информация, содержащая описание движения или другого действия по отношению к
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!