Вопрос: Что является исключительными случаями продления срока выездной налоговой проверки?
Ответ: Ими являются случаи невозможности налогового органа своевременно завершить налоговую проверку в связи с форс-мажорными обстоятельствами, с особым статусом налогоплательщика, а также иные случаи с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
Обоснование: В соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Согласно абз. 2 п. 6 ст. 89 НК РФ основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@) приведен незакрытый перечень оснований для продления сроков проведения выездной налоговой проверки:
- проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
- получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка, и др.
Однако необходимо обратить внимание на то, что приведенный выше перечень оснований (или исключительных случаев) является примерным и незакрытым. То есть исключительные случаи устанавливаются отдельно в каждой конкретной ситуации на основании фактических обстоятельств.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1434-О-О (п. 2), исключительные случаи, о которых говорится в п. 6 ст. 89 НК РФ, являются оценочным понятием, содержание которого определяется в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практике.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по делу N А43-17631/2012 арбитражный суд не признал исключительными случаями следующие основания для продления срока выездной налоговой проверки до шести месяцев, указанные налоговым органом:
- во время проверки в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в налоговые органы по месту нахождения контрагентов общества направлено более 1 000 поручений по истребованию документов у данных лиц, во исполнение которых представлено не более 50% всех затребованных документов;
- на основании ст. 90 НК РФ на допросы вызваны специалисты и работники общества, обладающие информацией, необходимой для проведения дальнейших мероприятий налогового контроля. В связи с приостановлением деятельности налогоплательщика основная масса работников была уволена или находилась в административных отпусках, что затрудняет осуществление допросов на рабочем месте;
- в связи с возникшими трудностями при квалификации работ по строительно-ремонтным договорам, заключенным с подрядными организациями, на основании ст. 96 НК РФ привлечен специалист для консультирования;
- направлены запросы в лицензирующие органы по поводу увеличения уставного капитала общества с момента образования до настоящего времени;
- ведутся опросы должностных и материально ответственных лиц покупателей налогоплательщика.
Исходя из вышеизложенного наличие или отсутствие исключительных случаев для продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливается в каждой конкретной ситуации исходя из фактических обстоятельств.
А.А. Рудаков
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
13.11.2018