Вопрос: Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) осуществляет управление многоквартирным домом, являющимся объектом культурного наследия. В результате проведенной проверки административный орган установил наличие в действиях ТСЖ признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с тем, что на цокольном этаже дома размещены офисные помещения с выходом на общие лестничные клетки. В своих возражениях ТСЖ указывает, что комитет историко-культурного наследия устройство входной группы на цокольном этаже признал недопустимым. Подлежит ли ТСЖ привлечению к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в таком случае?
Ответ: Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ), осуществляющее управление многоквартирным домом, являющимся объектом культурного наследия, не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку ТСЖ были предприняты все необходимые зависящие от него меры по предотвращению совершения указанного административного правонарушения, тем не менее ТСЖ как управляющая многоквартирным домом компания допустило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сдав указанные помещения на цокольном этаже под офисы, так как выходы из них не соответствуют требованиям пп. "г" п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила).
Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пункт 3 ст. 26.1 КоАП РФ гласит, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ гласит, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном п. 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Прием документов, необходимых для получения разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и выдача разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В рассматриваемой ситуации административный орган, установив, что на цокольном этаже дома размещены офисные помещения с выходом на общие лестничные клетки, усмотрел в действиях ТСЖ признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Тем не менее ТСЖ указывает, что комитетом историко-культурного наследия устройство входной группы на цокольном этаже признано недопустимым.
Таким образом, учитывая, что ТСЖ были предприняты необходимые меры для предотвращения совершения административного правонарушения, считаем, что в рассматриваемом случае привлечение ТСЖ к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является неправомерным.
Однако пп. "г" п. 23 Правил гласит, что на объектах запрещается устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, размещение которых не допускается нормативными документами по пожарной безопасности, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток.
В свою очередь, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ гласит, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, считаем, что ТСЖ не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку ТСЖ были предприняты все необходимые зависящие от него меры по предотвращению совершения указанного административного правонарушения, тем не менее ТСЖ как управляющая многоквартирным домом компания допустило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сдав указанные помещения на цокольном этаже под офисы. Аналогичная правовая позиция подтверждается Постановлением Верховного Суда РФ от 15.11.2013 N 8-АД13-9.
Г.Н.Афиногенова
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
16.07.2014