Вопрос: Налогоплательщик заключил договор на разработку проектно-сметной документации объекта капитального строительства. Полученная документация не прошла государственную экспертизу. Впоследствии налогоплательщик обратился к другой проектной организации для доработки проектно-сметной документации. После устранения недостатков получено положительное заключение государственной экспертизы. Налогоплательщиком получено разрешение на строительство. Правомерен ли отказ налогоплательщику в вычете сумм НДС, уплаченных в стоимости работ, выполненных первой проектной организацией, мотивированный наличием отрицательного заключения государственной экспертизы?
Ответ: Принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, считаем, что отсутствие положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации не может служить основанием для отказа в вычете НДС, уплаченного в стоимости работ по договору на разработку проектно-сметной документации, при отсутствии признаков недобросовестности и получения необоснованной налоговой выгоды.
Обоснование: Согласно п. п. 1 и 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, одним из обязательных условий принятия "входного" НДС к вычету является приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав для использования в налогооблагаемых операциях.
Частью 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ предусмотрена обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (ч. 5 ст. 49 ГрК РФ).
Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с ч. 13 ст. 48 ГрК РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией) (ч. 9 ст. 49 ГрК РФ).
Как следует из ч. 1, п. 4 ч. 7, ч. 13 ст. 51, ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства является необходимым для получения разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. В отсутствие данного заключения и разрешения на строительство (реконструкцию) невозможно впоследствии ввести соответствующий объект капитального строительства в эксплуатацию.
Вместе с тем согласно ч. 10 ст. 49 ГрК РФ при получении отрицательного заключения экспертизы застройщик или технический заказчик не лишен права оспорить его в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию на экспертизу после внесения в нее необходимых изменений.
Арбитражные суды придерживаются мнения, что отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации не имеет правового значения для подтверждения права на вычет и возмещение НДС, поскольку налоговым законодательством не предусмотрено наличие данного документа в качестве обязательного условия для вычета и возмещения данного налога.
Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21.10.2013 по делу N А43-819/2013 судьями сделан вывод о том, что отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также несоблюдение обществом при проектировании третьей очереди ТЭЦ норм градостроительного, земельного и гражданского законодательства в рассмотренном случае не имеют правового значения для настоящего спора и не свидетельствуют об отсутствии у налогоплательщика права на налоговый вычет по НДС, притом что реальность выполнения работ, предусмотренных договором на разработку проектно-сметной документации, их оприходование и оплату налоговый орган не оспаривает.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.02.2013 по делу N А32-8543/2012 судьи сочли необоснованным отказ обществу в применении налогового вычета по НДС по приобретению проектных работ и разработке проектной документации в том числе в связи с отсутствием прошедшего государственную экспертизу проекта и его согласования. Суд исходил из того, что понесенные обществом расходы обусловлены необходимостью осуществления им финансово-хозяйственной деятельности, имеющей своей целью строительство гостиничного комплекса, и в соответствии с действующим налоговым законодательством предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными). Все работы (услуги) по договорам, в отношении которых обществу отказано в возмещении НДС, выполнены (оказаны) в полном объеме. За выполненные работы (оказанные услуги) контрагенты выставили обществу счета-фактуры, предъявив в соответствии со ст. 168 НК РФ к уплате НДС, а общество приняло эти работы (услуги) к учету, что подтверждается актами о приеме выполненных работ (оказанных услуг), и в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ заявило к возмещению указанную в счетах-фактурах сумму НДС. Отклоняя доводы о несоблюдении заявителем при проектировании и строительстве гостиничного комплекса норм градостроительного, земельного и гражданского законодательства, правил получения и уточнения (внесения изменений) проектно-разрешительной документации, суд указал, что у общества отсутствовала обязанность представлять в инспекцию проектно-сметную документацию и доказывать ее соответствие требованиям нормативных актов, в отношении которых налоговые органы не уполномочены осуществлять контрольные функции.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.05.2013 по делу N А32-16156/2012 судьи отклонили доводы налогового органа о том, что при отсутствии у налогоплательщика положительного заключения государственной экспертизы не подтверждается тот факт, что проектная документация будет использована налогоплательщиком при строительстве объектов, используемых в облагаемой НДС деятельности. Как указал суд, реальность хозяйственных отношений общества с контрагентами налоговый орган не оспаривает. Документы общества (счета-фактуры, акты сдачи-приемки выполненных работ) не содержат существенных недостатков, которые могут служить основанием для отказа в принятии вычетов по НДС. Отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации не имеет правового значения для подтверждения права на заявление вычетов по НДС.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 N 15АП-11712/2013 по делу N А32-22649/2012.
Вместе с тем, как следует из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29.01.2014 по делу N А32-44384/2011, если судьи приходят к выводу о направленности действий налогоплательщика и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем получения вычетов по налогу и возмещения из бюджета, не исключено принятие решения не в пользу налогоплательщика.
Таким образом, принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, считаем, что отсутствие положительного заключения государственной экспертизы не может служить основанием для отказа в вычете НДС, уплаченного в стоимости работ по договору на разработку проектно-сметной документации, при отсутствии признаков недобросовестности и получения необоснованной налоговой выгоды.
М.И.Дедусова
ООО "Юридическая компания
"Налоговая помощь"
18.07.2014