Вопрос: Вправе ли заказчик (местная администрация городского округа) при определении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на проведение работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в здании местной администрации применить проектно-сметный метод?
Ответ: Заказчик при определении НМЦК на проведение работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в здании местной администрации вправе применить проектно-сметный метод. Однако, учитывая наличие у Минэкономразвития России иной позиции по данному вопросу, указанный вывод, возможно, придется отстаивать в суде.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 08.03.2015) проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что на основании ч. 6 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ для определения и обоснования НМЦК приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Использование иных методов (в том числе проектно-сметного) допускается в случаях, предусмотренных ч. 7 - 11 указанной статьи.
Из Письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2899 следует, что проектно-сметный метод не может быть применен заказчиком при определении и обосновании НМЦК на проведение монтажа охранно-пожарной и (или) тревожной сигнализации.
Однако из п. 2 Приложения N 9 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, следует, что устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления входит в перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов.
Кроме того, согласно п. 23.6 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, к таким видам работ относится монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 02.12.2014 по делу N А56-43580/2014 с учетом указанных норм отметил, что отнесение работ по установке и монтажу охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре к работам капитального характера правомерно, и, следовательно, применение проектно-сметного метода при определении НМЦК обоснованно.
Таким образом, приходим к выводу, что заказчик при определении НМЦК на проведение работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в здании местной администрации вправе применить проектно-сметный метод. Однако, учитывая наличие у Минэкономразвития России иной позиции по данному вопросу, указанный вывод, возможно, придется отстаивать в суде.
П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
27.04.2015