Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 15 декабря 2009 г. N 1091-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
ПАСПОРТ ОТХОДА I - IV КЛАССА ОПАСНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Resources Saving. Waste Treatment.
Certificate of waste I - IV class of hazard.
Basic requirement
ГОСТ Р 53691-2009
Группа ТОО
Т51
ОКС 01.110
13.030
ОКСТУ 0004
Дата введения
1 января 2011 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ").
2. Внесен Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1091-ст.
4. Введен впервые.
5. Настоящий стандарт гармонизирован с Базельской конвенцией "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", Резолюцией ОЭСР "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации" и с требованиями Агентства по защите окружающей среды США (EPA) по заполнению "Манифеста опасности отходов EPA по форме 8700-22".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок в ежегодно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
Введение
В 90-е годы усилиями специалистов Технического комитета по стандартизации N 349 "Вторичные материальные ресурсы" был разработан комплекс из 13 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) комплекса "Ресурсосбережение". Важнейший из всех в экологическом смысле ГОСТ 30774-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования", хотя и не был лишен недостатков, как показала практика его применения, способствовал установлению единообразного для стран СНГ понимания проблемы оценки класса токсичности отхода, а также суммарной его опасности. Однако в терминологическом и методологическом смыслах ГОСТ 30774 за восемь прошедших лет устарел и не учитывает ряда появившихся на международном уровне и в Российской Федерации нормативно-правовых и нормативных документов. Можно перечислить основные инновации, имеющие место в законодательной и нормативной сферах с 2001 года, когда был принят ГОСТ 30774:
- в декабре 1994 г. Россия ратифицировала Базельскую конвенцию "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" [1], положения которой были уточнены в 2002 г. [2];
- новые положения в развитие Резолюции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [2], предусматривающие существование национального правового и нормативного регулирования ряда важнейших вопросов, касающихся обращения с отходами, в частности, вопросов определения степени опасности тех или иных отходов, а также национальной системы контроля за достоверностью определения опасных характеристик отходов, утверждены Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786;
- 26 октября 2000 г. было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации N 818 [3], в развитие которого был выпущен Приказ МПР России "Об утверждении паспорта опасного отхода" [4]. И хотя в действующей форме паспорта нашли отражение не все положения пункта 1 Постановления N 818 (в паспорте отсутствует информация о "происхождении, количестве, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания"), одностраничный "паспорт опасного отхода" свою позитивную роль играет и в настоящее время, хотя и название паспорта, и его содержание уточняются в связи с принятием Федерального закона N 309-ФЗ [16];
- "Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены Приказом МПР России N 511 [5];
- положения Резолюции ОЭСР "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации" зарегистрированы Минюстом России 9 января 2003 г. [6];
- разработанный во исполнение пункта 1 Постановления N 818 "Федеральный классификационный каталог отходов" был зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 4107 от 9 января 2003 г. [7], а дополнения к нему зарегистрированы в Минюсте РФ 14 августа 2003 г. [8];
- 16 июня 2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 [9], содержащие требования по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления;
- за последние восемь лет в сфере безопасного обращения с отходами производства и потребления на уровне нормативно-правовых документов большое внимание уделяется Директиве 96/61/ЕС "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" [10], учитываемой при разработке технических регламентов. В нормативные документы внедряются требования Федерального закона "Об охране окружающей среды" [11], Экологической доктрины Российской Федерации [12], Федерального закона "О техническом регулировании" [13], модельных законов "Об экологической безопасности" [14] и "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) [15].
Проблема достоверного определения класса опасности отхода решалась в Российской Федерации почти 20 лет и впервые нашла нормативное разрешение в ГОСТ 30774. Затем появились ведомственные документы [5, 9]. При этом необходимо учитывать, что градации классов опасности в документе [5], где установлены обозначаемые римскими цифрами пять классов опасности отходов для окружающей среды: I - смертельно опасные отходы, II - чрезвычайно опасные отходы, III - опасные отходы, IV - малоопасные отходы, V - безопасные отходы, отличаются от градаций документа [9], где установлены обозначаемые арабскими цифрами четыре следующих класса: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высокоопасные, 3 класс - умеренно опасные, 4 класс - малоопасные отходы по степени их воздействия на человека и окружающую среду. Фактически документ [5] устанавливает экологические классы опасности отходов, а документ [9] - гигиенические характеристики опасности отходов. Кроме того, действующие Санитарные правила [9], определяя класс опасности токсичных отходов, не учитывают других опасных свойств отхода: пожароопасности, взрывоопасности, высокой реакционной способности, содержания возбудителей инфекционных болезней. Имеет место расхождение некоторых исходных справочных данных и получаемых результатов расчета.
Следует также учитывать, что значения ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ в различных средах (в воде, в воздухе, на земле) в настоящее время уточняются и гармонизируются с международными подходами. Однако оба документа [5 и 9] уже получили достаточно широкое практическое применение в Российской Федерации, в связи с чем отпала необходимость в сохранении аналогичных и установлении уточненных расчетов класса опасности отхода в настоящем стандарте.
Из перечисленного понятно, что корректировка положений ГОСТ 30774, хотя и была предложена в двух публикациях (Приложение Л, источники 18, 19), стала в полной мере невозможна из-за нераспространения сферы действия документов [3 - 5, 7 - 15] на страны СНГ. Кроме того, с введением в действие с 2003 г. в России Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ изменился статус национальных стандартов - все они стали добровольными, что также необходимо учитывать.
Все это в целом и привело к необходимости разработки настоящего национального стандарта, содержащего гармонизированные с международными и межгосударственными документами в сфере обращения с отходами производства и потребления современные термины и определения, формы краткого и развернутого паспортов отхода, а также рекомендации по их заполнению пользователями. Для удобства пользования стандартом отходы в разных "агрегатных состояниях и физических формах" (см. примечания к [7]) включают твердые и жидкие, что устраняет возможные недоразумения на этапах технологического цикла отходов.
В наименование стандарта вместо термина "опасные отходы" введен термин "отходы I - IV класса опасности" с римскими цифрами, как это установлено в [16]. Кроме того, учитывая, что данный национальный стандарт не содержит раздела по определению класса опасности отхода, что установлено в ГОСТ 30774-2001, аспектной областью стандарта является установление именно основных, а не общих (более широких и емких) требований.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает содержание и порядок заполнения паспорта отхода I - IV класса опасности (далее - Паспорт отхода), находящегося в разных агрегатных (физических) состояниях: твердом (собственно отходы, в т.ч. пылевидные) и жидком (сбросы, стоки).
Настоящий стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, а также в быту и муниципальных хозяйствах, где складируются, хранятся и потребляются отходы, подлежащие ликвидации на последней стадии жизненного цикла продукции, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные, биологические отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений и военных объектов после окончания срока службы, снятия с эксплуатации и хранения.
Требования настоящего стандарта предназначены для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также для федеральных и региональных органов управления, имеющих прямое отношение к образованию и ликвидации отходов с обеспечением ресурсосбережения и защиты окружающей среды (ГОСТ Р 14050).
Требования настоящего стандарта в добровольном порядке учитывают при разработке документации для любых отходов при их образовании и на этапах их ликвидации.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14050-2009. Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 52104-2003. Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ 12.0.003-74. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.041-83. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84). Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>