Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 15 декабря 2009 г. N 973-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОКРЫТИЕ ПОЛИМЕРНОЕ ТОНКОСЛОЙНОЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ МОСТОВ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Fine-layered polymer coating for roadway of bridges.
Specifications
ГОСТ Р 53627-2009
Группа Ж82
ОКС 93.080.20;
ОКП 52 6420
Дата введения
1 июля 2010 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИС), Открытым акционерным обществом Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве "ОАО ЦНС", Обществом с ограниченной ответственностью "ПОЛИКРОВ", Обществом с ограниченной ответственностью "ТЕМПСТРОЙСИСТЕМА".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 973-ст.
4. В настоящем стандарте использован Патент Российской Федерации на изобретение RU 2330867 от 08.10.2008.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на тонкослойные полимерные покрытия проезжей части (с тротуарами) (далее - покрытия) автодорожных, городских, разводных и пешеходных мостов; железнодорожных мостов с металлическими и железобетонными пролетными строениями с ездой на балласте, сооружаемых в любых климатических зонах Российской Федерации и сейсмических районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно. Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования, эксплуатационные характеристики и правила производства работ по устройству тонкослойных покрытий.
Если настоящим стандартом установлены иные правила и/или требования, чем предусмотренные в ранее принятых стандартах и нормативных документах, применяют правила и/или требования настоящего стандарта.
Настоящий стандарт устанавливает применение тонкослойных полимерных покрытий на мостах (далее - объект) взамен асфальтобетонных и железобетонных с целью решения следующих задач:
- значительного снижения постоянных нагрузок от массы мостового полотна на пролетное строение и, как следствие, сокращения расхода стального проката на 7% - 10% и (или) увеличения класса временных подвижных нагрузок;
- повышения стойкости к воздействию следующих агрессивных сред:
атмосферы промышленных районов,
агрессивных выхлопных газов от автотранспорта,
агрессивных осадков,
реагентов, применяемых против гололеда,
предотвращения возможного пролива агрессивных жидкостей;
- повышения трещиностойкости и износостойкости к механическим и динамическим воздействиям в любой климатической зоне (высокие механические и упругоэластичные свойства);
- увеличения срока службы покрытия;
- повышения безопасности движения транспортных средств и пешеходов за счет сопротивляемости покрытий образованию наледи;
- повышения безопасности движения и увеличения расчетных скоростей движения грузовых и пассажирских поездов.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ 9.030-74. Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред
ГОСТ 9.401-91. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 9.402-2004. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию
ГОСТ 12.3.005-75. Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.011-89. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 10180-90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ 18956-73. Материалы рулонные кровельные. Методы испытания на старение под воздействием искусственных климатических факторов
ГОСТ 26589-94. Мастики кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, принимается в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Мостовое сооружение: дорожное инженерное сооружение (мост, путепровод, виадук, эстакада, акведук и т.д.), состоящее из одного или нескольких пролетных строений и опор, прокладывающее транспортный или пешеходный путь над препятствиями в виде водотоков, водоемов, каналов, горных ущелий, городских улиц, железных и автомобильных дорог, трубопроводов и коммуникаций различного назначения.
3.2. Пролетное строение: несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая все пространство или его часть между двумя или несколькими опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.
3.3. Ортотропная плита: плита проезжей части стального пролетного строения моста, состоящая из настильного листа и набора продольных и поперечных ребер жесткости.
3.4. Мостовое полотно: совокупность всех элементов, расположенных на пролетном строении, предназначенных для обеспечения нормальных условий безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с поверхности покрытия моста и в сопряжениях с подходами. Включает в себя одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, устройства водоотвода, обогрева, освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами.
3.5. Гидроизоляция: элемент мостового полотна, защищающий конструкцию пролетного строения от проникания воды с проезжей части.
3.6. Мастика: многокомпонентная вязкая композиция, состоящая из связующего вещества и технологических добавок.
3.7. Технологическая жизнеспособность: время, в течение которого мастика сохраняет способность к нанесению.
3.8. Адгезия: сцепление приведенных в контакт разнородных твердых или жидких тел (фаз). Может быть обусловлена как межмолекулярным взаимодействием, так и химической связью.
3.9. Адгезионная прочность: удельное усилие разрушения адгезионного контакта.
3.10. Когезия: сцепление частиц вещества (молекул, ионов, атомов), составляющих одну фазу.
3.11. Надежность: свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных в проекте сооружения эксплуатационных показателей в заданных пределах.
Надежность является основным признаком качества несущих конструкций сооружения, комплексно объединяющим такие свойства, как долговечность, безотказность, ремонтопригодность.
3.12. Долговечность: свойство объекта сохранять работоспособность на период до наступления предельного состояния в заданных условиях эксплуатации при установленной системе технического обслуживания.
3.13. Безотказность: способность объекта непрерывно сохранять работоспособность в определенных условиях эксплуатации в течение некоторого времени. Безотказность включает в себя требования обеспечения прочности, жесткости и устойчивости как всей системы, так и ее элементов.
3.14. Ремонтопригодность сооружения: способность сооружения к предупреждению и устранению отказов путем проведения ремонта.
3.15. Дефект: каждое отдельное несоответствие изделия установленным требованиям. Изделие имеет дефект, если по меньшей мере один из его показателей качества или параметров вышел за предельное значение или не выполняется одно из требований нормативных документов к признакам изделия.
3.16. Тонкослойное полимерное покрытие: покрытие, материал для изготовления которого содержит полимерные компоненты.
4. Технические требования к тонкослойным
полимерным покрытиям
4.1. Тонкослойные полимерные покрытия представляют собой систему, состоящую из одного или нескольких слоев общей толщиной не более 50 мм. Нижний слой тонкослойного полимерного покрытия должен иметь высокую адгезию к поверхности металла ортотропной плиты или бетона, а вся система - высокую межслойную адгезию. Эти свойства обеспечиваются, как правило, химически однородным составом материалов каждого из слоев покрытия.
4.2. Тонкослойное полимерное покрытие должно обеспечивать долговременную (не менее 10 лет) безопасную безаварийную работу мостового полотна при движении транспортных средств по мостовым сооружениям.
4.3. По своим физико-механическим свойствам тонкослойное полимерное покрытие должно быть в достаточной степени упругим и эластичным, стойким к деформациям настильного листа ортотропной плиты от действия подвижных динамических и вибрационных нагрузок и в то же время иметь высокие показатели прочности и износостойкости при коэффициенте сцепления с шинами, обеспечивающем безопасное движение автотранспорта по мостовым сооружениям.
4.4. Тонкослойное полимерное покрытие должно быть стойким к воздействию климатических факторов (колебания температуры, соответствующие климатическим зонам, - от абсолютной минимальной до абсолютной максимальной, определяемым на основании данных многолетних наблюдений в районе строительства; влажность и агрессивность воздушной среды; ультрафиолетовое излучение), а также к действию агрессивных растворов солей, кислот, щелочей, нефтепродуктов.
4.5. Нормативные значения технических показателей тонкослойных полимерных покрытий приведены в таблице 1.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>