Утвержден и введен в действие
Приказом Росстандарта
от 24 февраля 2011 г. N 21-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Automobile roads of the general use.
Horizontal illumination from artificial lighting.
Control methods
ГОСТ Р 54308-2011
Группа Д22
ОКС 93.080
ОКП 52100
Дата введения
1 сентября 2011 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью Научно-практический центр "М-Дорконтроль" (ООО НПЦ "М-Дорконтроль").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 февраля 2011 г. N 21-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на горизонтальную освещенность от искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования и устанавливает методы ее контроля.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 54305-2011. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ 7502-98. Рулетки измерительные металлические. Технические условия.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и обозначения
Термины, определения и обозначения - по ГОСТ Р 54305.
4. Методы контроля
4.1. Методы контроля параметров горизонтальной освещенности от искусственного освещения покрытия проезжей части автомобильных дорог общего пользования
4.1.1. Средства измерений
Для измерения горизонтальной освещенности следует использовать люксметры с измерительными преобразователями излучений, с предельно допускаемой основной относительной погрешностью измерений не более 10%, диапазоном измерения освещенности от 1 до 100 лк, предназначенные для измерения освещенности, создаваемой естественным светом и различными источниками искусственного освещения.
При определении месторасположения контрольных точек проведения измерений освещенности следует использовать измерительные металлические рулетки по ГОСТ 7502.
4.1.2. Подготовка к выполнению измерений
4.1.2.1. Перед выполнением измерений следует установить следующие характеристики объекта (участка автомобильной дороги), на котором будет проводиться оценка освещенности:
- категорию автомобильной дороги;
- число полос движения автомобильного транспорта;
- схему установки светильников (опор светильников).
4.1.2.2. На обследуемом участке измерение горизонтальной освещенности от искусственного освещения производят без предварительной подготовки светильников (опор) искусственного освещения.
4.1.2.3. Перед измерениями выбирают и наносят в плане контрольные точки для измерения освещенности на дорожное покрытие обследуемого участка автомобильной дороги в соответствии с Приложением А.
Контрольные точки для определения средней горизонтальной освещенности проезжей части автомобильных дорог должны располагаться равномерно на участке дорожного покрытия, ограниченном шагом светильников (опор светильников), на расстоянии от 3 до 5 м друг от друга. Число контрольных точек должно быть не менее 15.
4.1.2.4. Измерения проводят при температуре воздуха от 5 °С до 35 °С, относительной влажности воздуха не более 90% и отсутствии атмосферных осадков, тумана, задымления.
4.1.3. Выполнение измерений
4.1.3.1. Измерение горизонтальной освещенности от искусственного освещения следует производить в темное время суток, когда отношение естественной освещенности к искусственной составляет не более 0,1.
4.1.3.2. При измерении горизонтальной освещенности необходимо исключить возможность падения тени от любого объекта на измерительный фотометрический датчик.
4.1.3.4. Измерения горизонтальной освещенности проводят прямыми измерениями в плоскости дорожного покрытия.
4.1.3.5. На обследуемом участке протяженностью не более 3 км при соблюдении непрерывности линий освещения производят не менее трех комплексов измерений. Один комплекс измерений включает измерение освещенности на контрольных точках в соответствии с 4.1.2.3. В первую очередь проводят комплекс измерений на участке, где при визуальном осмотре выявлены участки с наихудшими условиями освещенности.
В случае наличия дефектов светильников и мачт делают отметку в акте оценки освещенности (см. Приложение Б).
4.1.3.6. Результаты измерения освещенности заносят в акт оценки освещенности (см. Приложение Б).
4.1.4. Обработка результатов
4.1.4.1. Среднюю горизонтальную освещенность от искусственного освещения проезжей части участков автомобильных дорог определяют как среднеарифметическое полученных значений горизонтальной освещенности в контрольных точках дорожного покрытия.
4.1.4.2. Полученные результаты средней горизонтальной освещенности заносят в акт оценки освещенности (см. Приложение Б).
4.2. Определение равномерности горизонтальной освещенности покрытия проезжей части
4.2.1. Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части определяют коэффициентом равномерности освещенности и рассчитывают по формуле:
,
где - максимальная горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк;
- освещенность, усредненная по площади освещаемого участка, лк.
Значения и определяют в соответствии с 4.1.
5. Требования по безопасности
При выполнении измерений горизонтальной освещенности от искусственного освещения проезжей части автомобильных дорог необходимо соблюдать следующие требования:
- к выполнению работ допускать сотрудников, прошедших специальный инструктаж;
- при нахождении на проезжей части использовать сигнальные жилеты со световозвращающими элементами;
- места производства работ должны быть ограждены в соответствии с установленными правилами.
Приложение А
(обязательное)
СХЕМЫ
НАНЕСЕНИЯ В ПЛАНЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ
ОСВЕЩЕННОСТИ НА ДОРОЖНОМ ПОКРЫТИИ ОБСЛЕДУЕМОГО УЧАСТКА
А.1. Расположение контрольных точек при измерении средней освещенности автомобильных дорог приведено на рисунках А.1 - А.4.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>