Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 5 июня 2008 г. N 116-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ШАРНИРЫ КАРДАННЫЕ НЕРАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Vehicles. Unconstant angular velocity cardan joints.
General technical requirements and test methods
ГОСТ Р 52923-2008
Группа Д25
ОКС 43.040.50
ОКП 45 0000
Дата введения
1 января 2009 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2008 г. N 116-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на карданные шарниры неравных угловых скоростей (далее - шарниры) и их элементы, предназначенные для трансмиссий автомобильных транспортных средств (далее - АТС) категорий M и N по ГОСТ Р 52051, и устанавливает типы, параметры шарниров и их элементов, технические требования к ним, методы контроля и испытаний.
Настоящий стандарт может распространяться также на шарниры и их элементы других транспортных средств, машин и механизмов.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 52430-2005. Автомобильные транспортные средства. Передачи карданные автомобилей с шарнирами неравных угловых скоростей. Общие технические условия
ГОСТ 8.051-81. Государственная система измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.014-78. Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Типы, основные параметры
3.1. Типы шарниров и их основные параметры должны соответствовать данным, приведенным на рисунках 1, 2 и 3 и в таблице 1.
Рисунок 1. Крестовина карданного шарнира
1 - крестовина; 2 - стопорное кольцо; 3 - пластина
Рисунок 2. Типы крестовин карданных шарниров
с подшипниками в сборе и элементы их крепления
Рисунок 3. Вилка карданного шарнира
Таблица 1
Основные размеры крестовин и вилок шарниров карданных валов
В миллиметрах
Типоразмер шарнира Тип фиксации подшипника Крестовины Вилки шарниров
Размер между торцами крестовины H Диаметр шипа d Размер между опорными поверхностями вилок Расстояние от оси отверстия подшипника до плоскости фланца B Диаметр отверстия под подшипник
Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл. Номин. Пред. откл.
0 a 40 -0,100 10 +0,010 +0,001 - - - - 46 -0,250 - - 16 +0,034
37,40 +0,700 41 +0,500 +0,016
51,80 -0,060 +0,006 -0,016 58,40 +0,120 - - 19 -0,020 -0,053
I 57,17 <*> -0,050 14,725 -0,010 64,26 +0,100 - - 36 +/- 0,195 23,803 +0,020
56,10 <**> 16 +0,012 +0,001
65 <**> 19,05 +0,015 +0,002 73,90 39 +/- 0,200 28 +0,021
II b 59 <*> -0,060 15,20 +0,032 +0,020 - - 45 +0,050 45 -0,019 -0,042
64,15 <*> +0,050 -0,040 15,23 -0,010
74,15 <*> -0,030 55 +0,046 47,15 +/- 0,025
III 80 <*> -0,040 16,30 -0,012 60 43 +0,620 30 -0,010 -0,034
78 <**>
80 <**> 18,94 -0,013
IV a 90 <*> -0,070 -0,110 22 -0,014 100,50 +0,159 +0,072 - - 50 +0,250 35 -0,008 -0,033
IV c 90 -0,014 22 -0,014 - - - - 98 -0,070 50 +0,250 35 +0,027 -0,010
V 108 -0,040 -0,075 25 -0,020 -0,040 118 -0,087 65 78 +/- 0,370 39 +0,012 -0,027
a 108 <*> -0,017 -0,042
VI c 127 -0,040 33,635 -0,016 - - - - 135 +0,063 74 76 +/- 0,500 50 +0,012 -0,027
a 123 <**> 33,620 -0,027 139 +0,100 -0,080 74 82 87 94 103 106 -0,025 -0,050
33,635 -0,016
VII c 147 - 155 +0,041 -0,022 87 88 +0,012 -0,027
-0,025 -0,050
a 143 <**> 159 +0,100 - - 88 90 -0,017 -0,042
-0,025 -0,050
VIII a 142 <**> -0,040 40,90 +0,018 +0,002 156 +0,200 - - - - 105 -2,000 57 +0,030
c 165 45 -0,020 -0,035 - - 173 +0,055 +0,015 86 62 +0,012 -0,027
a 161 <**> 100 -0,021 -0,051
IX 168 49,425 -0,016 190 +0,200 - 110 72 +0,030
<*> Размер при применении стопорных колец для фиксации подшипников. <**> Размер при применении стопорных колец для фиксации подшипников с торцовыми антифрикционными шайбами.
Примечания 1. Типоразмеры шарниров при необходимости могут быть дополнены. 2. При применении торцовых шайб номинальный размер H соответственно уменьшается на двойную толщину шайбы.
4. Технические требования
4.1. Твердость поверхностного слоя крестовин шарниров после окончательной обработки должна быть не менее:
- на цилиндрической поверхности шипов крестовин;
- на торцах шипов крестовин. Допускается понижение твердости на торцах крестовин до при установке подшипников с антифрикционными шайбами.
4.2. Эффективная глубина поверхностного слоя после окончательной обработки должна быть не менее:
0,8 мм - для крестовин шарниров 0 - I типоразмеров;
1,6 мм - IV - V типоразмеров;
1,8 мм - VI - IX типоразмеров.
4.3. Шероховатость поверхности после окончательной обработки не должна превышать следующих значений параметра Ra [при базовых длинах в соответствии с ГОСТ 2789 (Приложение I)]:
0,32 мкм - на цилиндрической поверхности шипов крестовин;
0,63 мкм для 0 - I типоразмеров и 1,25 мкм для II - IX типоразмеров - на поверхности торцов шипов крестовин;
1,25 мкм - на цилиндрической (посадочной) поверхности отверстий вилок под подшипник.
4.4. Отклонения от круглости и профиля продольного сечения должны быть не более:
0,006 мм - для шипов крестовины (размер D);
половины допуска на диаметр рассматриваемой поверхности - для отверстий вилок под подшипники (размер ).
4.5. Отклонение от соосности осей противоположных шипов крестовин должно быть не более 0,006 мм для цилиндрического поля допуска, указанного радиусом.
4.6. Отклонение от соосности осей отверстий вилок должно быть не более 0,006 мм для цилиндрического поля допуска, указанного радиусом.
4.7. Отклонение от пересечения осей отверстий вилок кардана с осью центрирующей поверхности должно быть не более:
0,05 мм - для вилок 0 - I типоразмеров;
0,1 мм - для вилок II - IX типоразмеров.
Примечание. При недостаточной длине установочного буртика фланца карданной вилки вместо определения отклонения от пересечения осей отверстий вилок с осью центрирующей поверхности допускается определение торцового биения, которое должно быть не более 0,02 мм.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>