Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 20 апреля 2015 г. N 271-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШУМ. КАРТЫ ШУМА ОПЕРАТИВНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ
Noise. Operative noise maps for railway transport.
General requirements and methods of development
ГОСТ Р 56394-2015
ОКС 13.020.30
13.140
17.040.30
Дата введения
1 сентября 2015 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Балтийским государственным техническим университетом им. Д.Ф. Устинова (БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова), Научно-исследовательским институтом строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 апреля 2015 г. N 271-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Основной целью настоящего стандарта, гармонизированного с Директивой ЕС 2002/49/ЕС, является разработка унифицированного метода составления оперативных карт внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом, с учетом современного национального и мирового опыта.
Особенность производственной деятельности железных дорог заключена в возможном возникновении повышенного уровня шума на территории, прилегающей к объектам железнодорожного транспорта, что приводит к нарушению шумового комфорта и влечет жалобы со стороны населения. Визуализация результатов оценки уровней шума железных дорог в виде карт шума позволяет наглядно представить информацию о распространении шума от железнодорожного транспорта в окружающей среде и комфортности проживания на территориях, прилегающих к объектам железнодорожного транспорта, а также разработать план мероприятий по снижению уровней шума в жилой застройке.
Методы и процедуры, описанные в настоящем стандарте, предназначены для применения к источникам шума железнодорожного транспорта. На настоящем этапе объективную оценку шума на территории, прилегающей к объектам железнодорожного транспорта, можно получить при помощи карт шума, составленных по результатам расчета и/или измерения эквивалентных и максимальных уровней шума объектов железнодорожного транспорта.
Основными целями настоящего стандарта, являются:
- содействие международной гармонизации методов оценки шума от железнодорожного транспорта в окружающей среде;
- унификация методов составления карт шума, излучаемого железнодорожным транспортом с учетом современного национального и мирового опыта;
- снижение расходов на мероприятия по борьбе с шумом;
- обеспечение компетентных органов нормативными документами, устанавливающими требования к картам шума, создаваемого на территории, прилегающей к железной дороге;
- обеспечение населения, проживающего на территории, прилегающей к железной дороге, информацией о воздействующем шуме;
- содействие улучшению здоровья населения, проживающего вблизи железных дорог.
ГОСТ предназначен для архитекторов, инженеров и технических работников, занимающихся проектированием, строительством и приемкой новых, а также реконструкцией и эксплуатацией действующих объектов железнодорожного транспорта, проектированием, строительством, приемкой новых, реконструкцией и эксплуатацией действующих объектов, находящихся вблизи объектов железнодорожного транспорта.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к оперативным картам шума железнодорожного транспорта и методы составления карт шума, создаваемого железнодорожным транспортом на местности, прилегающей к железнодорожным путям.
Стандарт устанавливает требования, которые следует выполнять при составлении карт шума селитебной территории, прилегающей к объектам железнодорожного транспорта, и при разработке мероприятий для обеспечения допустимых уровней шума, установленных [1].
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 23337 (СТ СЭВ 2600-80) Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий
ГОСТ 31295.2 (ИСО 9613-2:1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета
ГОСТ 31296.1 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
ГОСТ 31296.2 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
ГОСТ Р 51353 Геоинформационное картографирование. Метаданные электронных карт. Состав и содержание
ГОСТ Р 51605 Карты цифровые топографические
ГОСТ Р 52055 Геоинформационное картографирование. Пространственные модели местности. Общие требования
ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий
ГОСТ Р 54933-2012 Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом
ГОСТ Р 56234 Акустика. Программное обеспечение для расчетов уровня шума на местности. Требования к качеству и критерии тестирования
СП 51.13330.2011 СНиП 23-03-2003 Защита от шума
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии свода правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 53187, ГОСТ 31295.2, ГОСТ 31296.1, ГОСТ Р 51605, ГОСТ Р 52055, ГОСТ Р 51353, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тихий фасад здания: Фасад, на расстоянии 2 м от которого уровень шума на 20 дБ и более ниже, чем на фасаде, максимально подверженном акустическому воздействию.
3.2 интенсивность движения: Количество единиц подвижного состава, проходящих через поперечное сечение железной дороги в течение заданного интервала времени.
3.3 оперативная карта шума мелкого масштаба: Карта шума, составленная в масштабе 1:10000 и мельче.
3.4 оперативная карта шума крупного масштаба: Карта шума составленная в масштабе крупнее 1:10000.
4. Общие положения
4.1 Оперативные карты шума для железнодорожного транспорта разрабатывают:
- при проектировании, строительстве и реконструкции всех объектов и линий железнодорожного транспорта;
- для действующих объектов и линий железнодорожного транспорта в случае наличия обращений населения на превышение допустимого и/или предельно допустимого уровня шума;
- для участков железных дорог со средней интенсивностью движения более 30 тыс. поездов в год.
4.2 Оперативные карты шума должны входить в состав проектной документации при строительстве и реконструкции железных дорог согласно СП 51.13330.
4.3 Разработку оперативных карт шума на территории, прилегающей к объектам железнодорожного транспорта, производят на основе данных об уровнях шума, полученных расчетным путем в соответствии с ГОСТ Р 54933 либо по результатам натурных измерений на базе единых методов контроля шума, установленных ГОСТ 31296.2.
4.4 Оперативные карты шума разрабатывают в целях:
- оценки воздействия внешнего шума объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду;
- мониторинга уровней шума железнодорожного транспорта на прилегающей территории и наглядного представления результатов мониторинга;
- разработки планов мероприятий в области снижения уровней шума железнодорожного транспорта;
- снижения экологических рисков.
4.5 В зависимости от целей планирования применяют оперативные карты шума различных масштабов. Оперативные карты шума мелкого масштаба применяют при принятии решений о выборе места размещения новых объектов и линий железнодорожного транспорта, являющихся источником шума, и объектов, требующих защиты от шума. Оперативные карты шума крупного масштаба применяют для оценки акустической ситуации вблизи строящихся и реконструируемых железных дорог при разработке проектной и рабочей документации.
4.6 Процесс разработки оперативной карты шума разделяют на следующие этапы:
- сбор данных об источниках шума;
- составление модели местности (здания, рельеф, стационарные и транспортные источники шума и т.п.);
- расчет уровней шума от потоков железнодорожного транспорта, стационарных источников, входящих в инфраструктуру железных дорог и прочих источников шума;
- составление оперативной карты шума;
- анализ результатов расчета и разработка рекомендаций по снижению уровней шума.
5. Сбор исходных данных для составления оперативных карт шума
5.1 Собранные исходные данные используют для расчета распространения шума по ГОСТ Р 54933. Результаты расчетов накладывают на электронную топографическую основу карты территории, прилегающей к объектам железнодорожного транспорта.
5.2 Карты шума составляют на основе официального издания карты местности либо аэрофотосъемки территории с нанесением отдельных зданий, железнодорожных сооружений и промышленных зон, сельскохозяйственных территорий, зеленых насаждений, а также горизонталей и отметок высот, указывающих
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>