Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 2 ноября 2016 г. N 1571-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОННЕЛИ И МЕТРОПОЛИТЕНЫ
ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ДЕФЕКТОВ
И ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Tunnels and subways. Rules of inspection and elimination
of defects and damages under operation
ГОСТ Р 57208-2016
ОКС 93.060
Дата введения
1 апреля 2017 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" (ФАУ "ФЦС") совместно с ОАО "Центральный научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N 1571-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).
Введение
Настоящий стандарт является нормативной основой для контроля конструктивной безопасности тоннелей и метрополитенов и регламентирует требования к работам по оценке технического состояния сооружений.
Безопасность эксплуатации тоннелей и метрополитенов характеризуется набором показателей, рассматриваемых в настоящем стандарте:
- состояние вмещающего тоннельное сооружение грунтового массива,
- состояние строительных конструкций.
Оценку по каждому показателю выполняют на этапах строительства, эксплуатации, строительства в технических зонах тоннелей и метрополитенов наземных и подземных объектов городской инфраструктуры, перестройки, реконструкции, капитального ремонта сооружений.
Оценку технического состояния сооружения по приведенным выше показателям на этапе строительства и эксплуатации выполняют путем обследования и мониторинга в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
В настоящем стандарте приведены основные способы восстановления эксплуатационной надежности тоннелей и метрополитенов при нарушениях проектных показателей вмещающего грунтового массива и конструкций тоннелей и метрополитенов.
1. Область применения
1.1 Настоящий стандарт предназначен для оценки технического состояния и выбора способа восстановления проектных характеристик конструкций транспортных тоннелей (автодорожных и железнодорожных) и метрополитенов при эксплуатации.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на проведение следующих видов работ:
- обследование технического состояния транспортных тоннелей и метрополитенов с оценкой фактического состояния конструкций для проектирования их реконструкции или капитального ремонта, подготовки исходных данных для проведения мониторинга сооружений при проведении строительных работ;
- общий мониторинг технического состояния тоннелей и метрополитенов для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние, что требует обследования технического состояния;
- мониторинг технического состояния тоннелей и метрополитенов, попадающих в зону влияния нового строительства и природно-техногенных воздействий, для обеспечения безопасной эксплуатации сооружений;
- мониторинг технического состояния тоннелей и метрополитенов, находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии, для оценки их текущего технического состояния и проведения мероприятий по приведению сооружений в работоспособное (исправное) состояние.
1.3 Требования настоящего стандарта не распространяются на другие виды обследования и мониторинга технического состояния, преследующие цели, отличные от изложенных выше, на гидротехнические и мелиоративные сооружения, магистральные трубопроводы, подземные сооружения и объекты, на которых ведутся горные работы и работы в подземных условиях, а также на работы, связанные с судебно-строительной экспертизой.
1.4 Требования настоящего стандарта не распространяются на обследование и оценку технического состояния инженерных коммуникаций транспортных тоннелей и метрополитенов.
1.5 Настоящий стандарт устанавливает правила по комплексному обследованию, и способы усиления и ремонта сборных и монолитных бетонных и железобетонных конструкций тоннелей и метрополитенов на стадии их сооружения и эксплуатации.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие требования
ГОСТ 12.1.004-91 (ИСО 6892-84) Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 7564-97 Прокат. Общие правила отбора проб, заготовок и образцов для механических и технологических испытаний
ГОСТ 12071-2014 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов
ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения
ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация
ГОСТ 26433.2-94 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила измерений параметров зданий и сооружений
ГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ 32016-2012 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования
ГОСТ 32017-2012 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к системам защиты бетона при ремонте
ГОСТ 32943-2014 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования
ГОСТ Р 21.1101-2013 Системы проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ Р 51254-99 Инструмент монтажный для нормированной затяжки резьбовых соединений. Ключи моментные. Общие технические условия
ГОСТ Р 56378-2015 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к ремонтным смесям и адгезионным соединениям контактной зоны при восстановлении конструкций
ГОСТ Р ИСО 17123-5-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Оптика и оптические приборы. Методики полевых испытаний геодезических и топографических приборов. Часть 5. Электронные тахеометры
СП 16.13330 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции" (с изменением N 1)
СП 20.13330 "СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия"
СП 47.13330 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"
СП 48.13330 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"
СП 63.13330 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" (с изменениями N 1, N 2)
СП 70.13330 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции"
СП 103.13330 "СНиП 2.06.14-85 Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод"
СП 116.13330 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"
СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены" (с изменением N 1)
СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные"
СП 126.13330.2011 "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], [2], ГОСТ 20911, ГОСТ 31937, [3], СП 120.13330.2012, СП 122.13330.2012, СП 116.13330.2012, [4], [5].
4. Общие положения
4.1 К проведению работ по обследованию несущих конструкций транспортных тоннелей и метрополитенов, оценке их технического состояния допускают организации, имеющие допуск на соответствие СРО.
Требования к организациям, выполняющим обследование и мониторинг технического состояния сооружений, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора, в соответствии с ГОСТ 31937.
4.2 Необходимость проведения обследовательских работ в транспортных тоннелях и метрополитенах определяется техническими условиями на сооружение тоннелей и метрополитенов и/или техническими условиями проектной организации на строительство объекта.
4.3 Обследование и мониторинг технического состояния транспортных тоннелей и метрополитенов проводят также:
- по истечении нормативных сроков эксплуатации сооружения;
- при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником сооружения;
- по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением конструкций или сооружения в целом;
- по инициативе собственника объекта;
- по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
4.4 Результаты обследования и мониторинга технического состояния транспортных сооружений и метрополитенов в виде соответствующих заключений должны содержать необходимые данные для принятия обоснованного решения по реализации целей обследования или мониторинга.
4.5 Средства испытаний, измерений и контроля, применяемые при обследовании и мониторинге технического состояния объектов, должны быть своевременно поверены (калиброваны) в установленном порядке и соответствовать нормативным документам и технической документации по метрологическому обеспечению в соответствии с ГОСТ 26433.2.
4.6 В случае обнаружения при обследовании и мониторинге тоннелей и метрополитенов повреждений конструкций, которые могут привести к резкому снижению их несущей способности, обрушению отдельных конструкций и/или нарушению эксплуатационных характеристик сооружения, необходимо немедленно проинформировать об этом, в том числе в письменном виде, собственника объекта, эксплуатирующую организацию, местные органы исполнительной власти и органы, уполномоченные на ведение государственного строительного надзора.
4.7 При выполнении работ по обследованию и мониторингу технического состояния объектов необходимо соблюдать требования техники безопасности по ГОСТ 12.0.004, ГОСТ 12.1.004, [5], [6].
4.8 Заключение по итогам проведенного обследования технического состояния объекта или этапа его мониторинга подписывают непосредственно исполнители работ, руководители их подразделений и утверждают руководители организаций, проводивших обследование или этап мониторинга.
5. Оценка технического состояния транспортных тоннелей и метрополитенов
5.1. Основные положения
5.1.1 Цель обследования тоннелей и метрополитенов заключается в определении действительного (текущего) технического состояния сооружения и его элементов, количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, водонепроницаемости и др.) для установления состава и объема работ по восстановлению проектных и/или эксплуатационных характеристик, ремонту конструкций или реконструкции сооружения.
Обследование технического состояния подземных транспортных сооружений выполняется во всех случаях нового строительства в технических зонах подземных транспортных сооружений [4].
5.1.2 Обследование конструкций тоннелей и метрополитенов включает в себя визуальное и инженерно-инструментальное обследование с проведением геофизического (сейсмоакустического) обследования заобделочного пространства тоннелей и грунтового массива и геодезическо-маркшейдерские работы.
5.1.3 Обследование конструкций наземных сооружений метрополитенов (вестибюли станций, электродепо и т.п.) выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 31937.
5.1.4 При обследовании технического состояния транспортных тоннелей и метрополитенов полученная информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации (при нормативном и работоспособном техническом состоянии объекта).
В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния сооружения полученная информация должна быть достаточной для разработки проектов восстановления или усиления конструкций, проведения ремонтно-восстановительных работ, реконструкции или капитального ремонта объекта.
5.1.5 В зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование технического состояния транспортных тоннелей и метрополитенов, объектами исследования в соответствии с СП 120.13330, СП 122.13330, [7] являются:
- обделки железнодорожных, автодорожных тоннелей, тоннелей метрополитена - перегонных и станционных притоннельных и пристанционных сооружений,
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>