Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 30 ноября 2016 г. N 1868-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПОНЕНТОВ
ЧАСТЬ 2
ПРИМЕНЕНИЕ ИСО 15998
Earth-moving machinery. Machine control systems
using electronic components. Part 2.
Application of ISO 15998
(ISO/TS 15998-2:2012,
Earth-moving machinery - Machine control systems (MCS)
using electronic components - Part 2:
Use and application of ISO 15998, IDT)
ГОСТ Р 57300-2016/ISO/TS 15998-2:2012
Группа Т51
ОКС 13.110
Дата введения
1 января 2018 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративные электронные системы" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2016 г. N 1868-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 15998-2:2012 "Машины землеройные. Системы управления с использованием электронных компонентов. Часть 2. Применение ИСО 15998" (ISO/TS 15998-2:2012 "Earth-moving machinery - Machine control systems (MCS) using electronic components - Part 2: Use and application of ISO 15998", IDT).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в справочном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Сложность стандартов, посвященных электронным системам управления, затрудняет определение даже основных требований к уровням безопасности. Настоящий стандарт был разработан, чтобы помочь пользователю ИСО 15998 определить общие характеристики землеройных машин и возможные виды отказов с разумно обоснованными и согласованными требованиями к уровням безопасности. Настоящий стандарт поможет пользователю понять, что другие пользователи будут принимать аналогичные требования для подобных опасных условий.
В то время как первая часть ИСО 15998 и документы, на которые она ссылается, изложены кратко, настоящий стандарт описывает процессы, непосредственно связанные с землеройным оборудованием. С помощью большого количества примеров пользователь сможет достаточно легко определить, как применить ИСО 15998 к различным типам землеройных машин.
1. Область применения
Настоящий стандарт помогает интерпретировать и применять критерии эффективности и методы испытаний функциональной безопасности системы управления машиной (далее - СУМ), использующей электронные компоненты, для землеройных машин и их оборудования, представленные в первой части ИСО 15998, с помощью:
- демонстрации альтернативного метода оценки опасности;
- рассмотрения информации и прикладных примеров для демонстрации соответствия требованиям ИСО 15998;
- рассмотрения определений, требований и применения ИСО 15998 при анализе риска опасных движений машины, выполняемых под управлением, связанных с безопасностью СУМ;
- предоставления руководства по использованию и взаимосвязи с нормативными ссылками, перечисленными в первой части ИСО 15998.
Электронные СУМ - это такие системы управления, которые непосредственно воздействуют на движение машины, т.е. приводят в движение (выполняют механическое перемещение), выполняют торможение, управляют приспособлениями и рабочими инструментами. ИСО 15998 применим к механическим отказам выключателей, датчиков и других электронных устройств, а также к механическому отказу клапанов соленоидов, такому как заедание, вызванное инородными элементами (может использоваться электронный контроль ошибки функции клапана соленоида, если оценка степени риска определит, что это необходимо).
Системы и электрические/электронные сборочные узлы (ESA), которые являются вспомогательными для эксплуатации машины и не влияют на управление машиной, такие как мониторы, средства выдачи сигналов тревоги, панель приборов, внешние световые приборы и дворники, а также те части систем, которые обеспечивают обратную связь оператору, не входят в область применения ИСО 15998, так как являются чисто гидравлическими, пневматическими и/или механическими СУМ, не использующими электронные/электрические компоненты, и в которых происходят механические отказы, такие как разрушение осей, чисто механических клапанов, автопокрышек и другие подобные отказы.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте используются нормативные ссылки на следующие документы или на их части, незаменимые для применения данного документа. В случае датированных ссылок действует только цитируемое издание. Для недатированных ссылок действует самое позднее издание документа, на который производится ссылка (включая любые внесенные в него поправки).
ISO 13766, Earth-moving machinery - Electromagnetic compatibility (Машины землеройные. Электромагнитная совместимость)
ISO 13849-1:2006, Safety of machinery - Safety-related parts of control systems - Part 1: General principles for design - Technical Corrigendum 1 (Безопасность машин. Детали систем управления, связанные с обеспечением безопасности. Часть 1. Общие принципы проектирования. Механическая поправка) <1>
ISO 15998:2008, Earth-moving machinery - Machine-control systems (MCS) using electronic components - Performance criteria and tests for functional safety <1> (Землеройные машины. Системы управления с использованием электронных компонентов. Критерии эффективности и испытания на функциональную безопасность)
Примечание - При использовании настоящего стандарта целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
--------------------------------
<1> ИСО 15988-1.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте используются термины, определения и сокращения, данные в первой части ИСО 15998, а также следующие термины и определения:
3.1 базовая машина (base machine): Машина с кабиной или крытым кузовом и при необходимости с защищающими оператора конструкциями, без рабочего оборудования или приспособлений, но обладающая необходимыми средствами установки для такого рабочего оборудования и приспособлений.
[ИСО 6016]
3.2 рабочее оборудование (equipment): Набор компонентов, устанавливаемых на базовую машину, которые позволяют приспособлению выполнять основную предназначенную для машины функцию.
[ИСО 6016]
3.3 приспособление (attachment): Сборка компонентов, которая может быть установлена на базовую машину или рабочее оборудование для конкретного использования.
[ИСО 6016]
3.4 уровень полноты безопасности; УПБ [safety integrity level (SIL)]: Дискретный уровень (принимающий одно из трех возможных значений), соответствующий диапазону значений полноты безопасности, при котором уровень полноты безопасности, равный 3, является наивысшим уровнем полноты безопасности, а уровень полноты безопасности, равный 1, соответствует наименьшей полноте безопасности.
[МЭК 61508-4:2010, определение 3.5.8, модифицированное]
Примечания
1 Меры целевых отказов (см. таблицу 1).
2 Уровни полноты безопасности используют при определении требований полноты безопасности для функций безопасности, которые должны быть распределены по электрическим/электронным/программируемым электронным системам, связанным с безопасностью.
3 Уровень полноты безопасности (УПБ) не является свойством системы, подсистемы, элемента или компонента. Правильная интерпретация фразы "УПБ системы, связанной с безопасностью, равен n" (где n = 1, 2 или 3) означает, что система потенциально способна к реализации функций безопасности с уровнем полноты безопасности до значения, равного n.
4 УПБ является самым полезным для производителей, применяющих IEC 61508 или граф риска, представленный в первой части ИСО 15998.
5 УПБ 4 не применяется для СУМ (землеройных машин).
6 УПБ означает "Нет требований" или "Конкретное требование по безопасности отсутствует" (см. таблицу 1 и рисунок 1).
3.5 уровень эффективности защиты; УЭЗ (performance level; PL): Дискретный уровень, используемый для определения способности элементов систем управления, связанных с безопасностью, осуществлять функцию безопасности в предсказуемых условиях.
[ИСО 13849-1:2006, определение 3.1.23]
Примечания
1 УЭЗ является самым полезным для производителей, применяющих ИСО 13849.
2 См. таблицу 2.
3.6 требуемый уровень эффективности защиты; УЭЗт (required performance level; PLr): Уровень эффективности защиты (PL), применяемый для установления предела требуемого снижения риска для каждой функции безопасности (см. рисунок 1 и A.1).
[ИСО 13849-1:2006, определение 3.1.24]
3.7 электрический/электронный сборочный узел; ЭСУ (electrical/electronic subassembly; ESA): Электрические и/или электронные компоненты или набор компонентов, предназначенный для применения в землеройной машине, вместе со всеми соответствующими электрическими связями и проводными соединениями, который выполняет одну или несколько специализированных функций.
[ИСО 13766:2006, определение 3.10]
3.8 функциональная безопасность (functional safety): Часть общей безопасности, которая зависит от системы или оборудования, корректно реагирующего на его входные сигналы.
[МЭК 61508-0, определение 3.1]
Примечания
1 Например, устройство тепловой защиты, использующее тепловой датчик в обмотках электродвигателя, чтобы обесточить двигатель до его перегрева, является реализацией функциональной безопасности. Но применение специализированной изоляции, чтобы противостоять высоким температурам, не является примером функциональной безопасности (хотя и является средством безопасности и может защитить от точно такой же опасности).
2 Ни безопасность, ни функциональная безопасность не могут быть определены, не рассматривая систему как единое целое с окружающей средой, с которой они взаимодействуют.
3.9 элемент системы управления, связанный с безопасностью (safety-related part of a control system; SRP/CS): Часть системы управления, которая реагирует на входные сигналы, связанные с безопасностью, и вырабатывает выходные сигналы, связанные с безопасностью.
[ИСО 13849-1:2006, определение 3.1.1, модифицированное]
Примечание - Связанные с безопасностью элементы, соединенные с системой управления, появляются там, где возникают сигналы, связанные с безопасностью (включая, например, включающий кулачок и ролик переключателя позиции), и заканчиваются на выходе силовых управляющих элементов (например, главные контакты электромагнитного пускателя).
3.10 система управления машиной; СУМ (machine control system): Система, которая отвечает на входные сигналы, поступающие от элементов оборудования, операторов, оборудования внешнего контроля или любой их комбинации, и генерирует выходные сигналы, приводящие машину в действие предусмотренным способом.
[ИСО 13849-1:2006, определение 3.1.32]
Примечание - Система управления машиной может использовать любую технологию или любую комбинацию различных технологий (например,
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>