Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 25 сентября 2019 г. N 761-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭКОЛОГИИ
СПОСОБЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Motor vehicles. Energy-efficiency and ecology performance.
Means of customers informing
ГОСТ Р 58554-2019
ОКС 43.020,
13.040.50
Дата введения
31 марта 2020 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 сентября 2019 г. N 761-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Снижение выбросов парниковых газов и связанное с ним потребление энергии (энергетическая эффективность) автомобильным транспортом является частью мировой проблемы уменьшения воздействия человека на изменение климата и экономии природных ресурсов. Российская Федерация как член мирового сообщества принимает участие в соответствующих международных соглашениях и договорах. В частности, Женевским Соглашением 1958 года "О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний" предусмотрен нормативный документ, устанавливающий методы определения выброса диоксида углерода (далее - CO2) и потребления энергии, оставляя в юрисдикции государств или региональных союзов вопросы использования полученных результатов.
На основе этого принципа в техническом законодательстве Европейского союза (ЕС) серией директив и правил установлены методы информирования потребителей и заинтересованных лиц о показателях выброса CO2 и потребления энергии/топлива выпускаемым в обращение колесным транспортным средством, а также предельные величины выброса CO2, стимулирующие производителей выпускать, а потребителей приобретать энергоэффективные транспортные средства.
В Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе применяется Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", устанавливающий методы определения выброса CO2 и потребления энергии на основе Правил ООН N 101.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает форму информирования потребителей и заинтересованных лиц о характеристиках автомобильного транспортного средства (далее - ТС) в отношении энергоэффективности (потребления топлива или энергии), а также в отношении нормируемых выбросов вредных веществ с отработанными газами двигателей внутреннего сгорания.
Настоящий стандарт распространяется на выпускаемые в обращение ТС категорий M1, N1 в соответствии с [1], оборудованные:
- двигателем внутреннего сгорания или гибридным силовым приводом с таким двигателем;
- только электрическим силовым приводом (электромобили).
Настоящий стандарт не распространяется на ТС категории N1, если:
- в отношении типа двигателя, установленного на данном типе ТС, предоставлено официальное утверждение типа ТС на основании [2];
- общий годовой объем производства ТС данным изготовителем не превышает 2000 единиц всех типов.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 выпуск в обращение: Первоначальное действие по приданию ТС доступности на рынке, происходящее при переходе ТС из стадии изготовления в стадию поставки или использования.
2.2 тип транспортного средства: Совокупность ТС одного производителя, репрезентативных в отношении [3] и/или [4].
2.3 электромобиль: ТС, приводимое в движение только электрическим приводом.
2.4 модификация: Вариант (версия) ТС, отличающийся от других вариантов (версий), относящихся к одному типу.
2.5 силовой привод: Комбинация, состоящая из накопителя (накопителей) энергии, преобразователя (преобразователей) энергии и трансмиссии (трансмиссий), которая преобразует энергию накопителя в механическую энергию, передаваемую на колеса для приведения ТС в движение.
2.6 электрический силовой привод: Силовой привод, включающий один или несколько накопителей электроэнергии (например, аккумуляторную батарею, электромеханический маховик/генератор или суперконденсатор), одно или несколько устройств преобразования энергии и одну или несколько электрических машин, превращающих электроэнергию накопителя в механическую энергию, передаваемую на колеса для приведения ТС в движение.
2.7 гибридный силовой привод: Привод, имеющий не менее двух различных преобразователей энергии и двух различных накопителей энергии (на борту ТС) для приведения ТС в движение.
2.8 гибридный электрический силовой привод: Силовой привод, который для обеспечения механического перемещения использует энергию двух накопителей - моторное топливо и электрическую энергию (аккумуляторную батарею, суперконденсатор, электромеханический маховик/генератор).
2.9 гибридное транспортное средство: ТС, приводимое в движение гибридным силовым приводом.
2.10 гибридное транспортное средство без внешней зарядки: Гибридное ТС, зарядка накопителя электрической энергии которого возможна только с помощью агрегатов или устройств самого ТС.
2.11 гибридное транспортное средство с внешней зарядкой: Гибридное ТС, зарядка источника электрической энергии которого возможна как с помощью агрегатов или устройств самого ТС, так и от внешних источников электроэнергии (электросеть, внешняя аккумуляторная батарея).
Примечание - К этой же категории относятся ТС, конструкция которых позволяет быструю замену разряженной аккумуляторной батареи на заряженную в рамках специализированной сети зарядных/обменных станций.
2.12 официальные значения показателей энергопотребления: Значения показателей энергопотребления: выбросов CO2, потребления топлива, потребления электроэнергии и запаса хода, зафиксированные в документе <*>, подтверждающем соответствие требованиям [3].
--------------------------------
<*> Таким документом может быть сообщение, касающееся предоставления официального утверждения типа ТС на основании [3] или сертификат, оформленный аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации и подтверждающий соответствие ТС требованиям [3].
2.13 экологический класс: Классификационный код, определяемый национальными нормативными документами в области безопасности ТС, характеризующий конструкцию ТС в зависимости от предельных значений выбросов вредных веществ, а также от уровня требований к системам бортовой диагностики, установленных в [4].
2.14 обозначение экологического класса: Экологический класс конкретного типа ТС, определенный при подтверждении соответствия ТС национальным нормативным документам в области безопасности ТС.
2.15 изготовитель: Лицо или организация, ответственные за подтверждение соответствия ТС обязательным требованиям и обеспечивающая сохранение этого соответствия в производстве вне зависимости от вовлеченности этого лица или организации во все стадии изготовления ТС.
2.16 показатели энергопотребления: Выбросы CO2, потребление топлива ТС, приводимых в движение только двигателем внутреннего сгорания либо приводимых в движение гибридным электроприводом или потребление электроэнергии и запас хода на электротяге ТС, приводимых в движение только электроприводом (электромобилей).
2.17 энергоэффективность: Экономичность энергопотребления ТС на стадии выпуска в обращение.
2.18 потребители: Покупатели, владельцы и лица, временно использующие ТС.
2.19 заинтересованные лица: Органы, организации и лица, осуществляющие наблюдения, исследования и/или регулирование и контроль в сферах природопользования и охраны природы, организации дорожного движения и транспортной статистики.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>