Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 28 июня 2011 г. N 154-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УСЛУГ
ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Social services of the population. Quality control
of rehabilitation services given for elderly persons
ГОСТ Р 54341-2011
Группа Т50
ОКС 03.080.30
Дата введения
1 июля 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2011 г. N 154-ст.
4. В настоящем стандарте реализованы нормы законов Российской Федерации:
- от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
- от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
5. Настоящий стандарт разработан по заказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
6. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на реабилитационные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста (далее - граждане).
Стандарт устанавливает правила, порядок, содержание и формы проведения контроля качества всего комплекса реабилитационных услуг, предоставляемых гражданам.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52496-2005 Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения
ГОСТ Р 53349-2009 Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.
4. Контроль качества реабилитационных
услуг гражданам пожилого возраста
4.1. Общие положения
4.1.1. Контроль качества реабилитационных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления этих услуг и их результативности (в какой степени реализованы возможности предоставленных услуг и какое содействие оказали они в реабилитации или социальной адаптации).
4.1.2. Порядок и правила проведения контроля качества реабилитационных услуг изложены в настоящем стандарте применительно к их объему, установленному ГОСТ Р 53349.
4.1.3. Установлению в настоящем стандарте порядка и правил проведения контроля качества реабилитационных услуг конкретных видов предшествует изложение порядка и правил контроля основных факторов, оказавших влияние на качество предоставляемых услуг.
К таким факторам относят:
- полноту и качество документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, правила и порядок предоставления реабилитационных услуг клиентам учреждения;
- наличие собственной и внешней служб (систем) контроля за деятельностью учреждения.
4.2. Контроль основных факторов, оказывающих влияние на качество реабилитационных услуг
Контроль основных факторов проводят в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52496.
4.3. Контроль качества услуг по медицинской реабилитации
4.3.1. Контроль качества услуг по восстановительной терапии
4.3.1.1. Контроль качества услуг по медикаментозной терапии осуществляют проверкой, в какой степени применение лекарственных средств способствует предупреждению прогрессирования болезни, ее обострений и осложнений.
4.3.1.2. Контроль качества услуг по физиотерапии осуществляют проверкой, насколько эффективно применение физических природных и искусственных факторов в реабилитации для коррекции основных патофизиологических сдвигов, усиления компенсаторных механизмов, увеличения резервных возможностей организма, восстановления или повышения физической работоспособности.
4.3.1.3. Контроль качества услуг по механотерапии осуществляют проверкой эффективности применения различных механизмов и приспособлений для восстановления нарушенных функций и систем организма, основанного на выполнении дозированных движений (преимущественно для отдельных сегментов конечностей).
4.3.1.4. Контроль качества услуг по кинезотерапии осуществляют проверкой, в какой степени эффективным является применение комплекса лечебных мероприятий, включающих активную и пассивную гимнастику, для восстановления нарушений функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
4.3.1.5. Контроль качества услуг по психотерапии осуществляют проверкой, насколько оправданным и эффективным является применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение человека и обеспечивают ли методы применения этого комплекса оказание необходимой профессиональной помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств.
4.3.1.6. Контроль качества услуг по лечебной физкультуре осуществляют проверкой, как способствует укреплению физического здоровья граждан применение различных физических упражнений (гимнастических, спортивно-прикладных и др.), игр, естественных факторов (солнце, воздух, вода).
4.3.1.7. Контроль качества услуг по ультразвуковой терапии осуществляют проверкой, насколько эффективным оказывается применение упругих механических колебаний, ультразвука для слабого прогревания тканей и в какой степени способствует это прогревание повышению их эластичности, уменьшению мышечного спазма.
4.3.1.8. Контроль качества услуг по проведению массажа любого вида (ручного, аппаратного, комбинированного) осуществляют проверкой, в какой степени он способствует улучшению функционирования того или иного органа, профилактике и улучшению микроциркуляции крови.
4.3.1.9. Контроль качества услуг по мануальной терапии, представляющей систему ручных лечебных приемов, осуществляют проверкой, в какой степени она позволяет избавиться от заболеваний или других изменений позвоночника, суставов, мышечного и связочного аппаратов, внутренних органов, костей черепа, мембран спинного и головного мозга, черепно-мозговых нервов.
4.3.1.10. Контроль качества услуг по рефлексотерапии осуществляют проверкой, насколько эффективен этот вид терапии, включающий в себя лечение иглоукалыванием и прижиганием, и в какой степени он способствует улучшению состояния физического здоровья граждан.
4.3.1.11. Контроль качества услуг по оздоровлению клиентов путем предоставления процедур с использованием местных природно-климатических факторов осуществляют проверкой, в полной ли мере используются эти факторы (грязелечение, водолечение, парафиноозокеритовое лечение, фитотерапия, ЛФК, ингаляция, электрофорез и т.п.) и в какой степени они способствуют оздоровлению граждан.
4.3.2. Контроль качества услуг по санаторно-курортному лечению
4.3.2.1. Контроль качества услуг по санаторно-курортному лечению осуществляют проверкой, всех ли граждан, нуждающихся в нем, обеспечивают путевками, соответствует ли порядок предоставления путевок индивидуальным программам социальной реабилитации граждан и результатам медико-социальной экспертизы.
4.3.3. Контроль качества услуг по обеспечению клиентов лекарственными средствами
4.3.3.1. Контроль качества услуг по обеспечению клиентов лекарственными средствами осуществляют проверкой, соответствует ли ассортимент предоставляемых средств перечню, предусмотренному индивидуальной программой социальной реабилитации гражданина, своевременно ли и в полном ли объеме предоставляют необходимые лекарственные средства, нет ли жалоб и претензий к этим услугам со стороны граждан.
4.3.3.2. Контроль качества услуг по назначению и применению лекарственных средств (в том числе применяемых клиентами самостоятельно) осуществляют проверкой, соответствуют ли назначаемые и принимаемые средства, а также порядок их применения индивидуальной программе социальной реабилитации граждан и как влияют эти средства на улучшение состояния их здоровья.
4.3.4. Контроль качества услуг по динамическому наблюдению за гражданами
4.3.4.1. Контроль качества услуг по динамическому наблюдению за гражданами осуществляют проверкой, как организован и проводится контроль за ходом и эффективностью реабилитационного процесса, а также за наблюдением, изучением и исследованием изменений в состоянии здоровья граждан, соответствует ли динамическое наблюдение индивидуальной программе социальной реабилитации гражданина.
4.3.5. Контроль качества прочих медицинских услуг
4.3.5.1. Контроль качества услуг по организации прохождения диспансеризации граждан осуществляют проверкой, в какой степени обеспечена доступность посещения всех предписанных им врачей-специалистов и какова была явка граждан для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
4.3.5.2. Контроль качества услуг по содействию в направлении граждан в учреждения медико-социальной экспертизы (по медицинским показаниям) осуществляют проверкой, всем ли гражданам, нуждающимся в этом содействии, оно оказывается, насколько помогло содействие в решении проблем граждан, связанных с установлением возможной инвалидности.
4.3.5.3. Контроль качества услуг по содействию в предоставлении медицинскими учреждениями услуг по протезированию и ортезированию осуществляют
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>