Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 1 декабря 2011 г. N 668-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА
ЧАСТЬ 1
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace
of bus driver. Part 1. Basic requirements
ISO 16121-1:2005
Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's
workplace in line-service buses - Part 1: General
description, basic requirements
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011
Группа Э65
ОКС 13.180
43.080.20
Дата введения
1 декабря 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-1:2005 "Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования" (ISO 16121-1:2005 "Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 1: General description, basic requirements").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в Приложении ДА.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта "Рабочее место водителя в рейсовом автобусе", который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [3]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([4] - [8]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение эргономичности и комфорта посадочного места водителя, способствующих сохранению здоровья водителя. Тщательный подбор размеров и установочных положений сиденья водителя, педалей и рулевого управления позволяет обеспечить водителю эргономичное рабочее положение (с углами, соответствующими приведенным диапазонам комфорта) и возможность несколько изменять свое положение.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнальных устройств (ISO 2575, Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales)
ИСО 6549 Транспорт дорожный. Процедура определения точек H и R (ISO 6549, Road vehicles - Procedure for H- and R-point determination)
ИСО 10326-1 Вибрация механическая. Оценка вибрации сидений транспортного средства по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования (ISO 10326-1, Mechanical vibration - Laboratory method for evaluating vehicle seat vibration - Part 1: Basic requirements)
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.2. Требуемые значения (required): значения, соответствующие современному техническому уровню, применение которых позволяет достигать приемлемого уровня эргономичности конструкции.
3.3. Рекомендуемые значения (recommended): значения, характеризующие предпочтительные эргономические условия рабочего места водителя, к обеспечению которых следует стремиться при разработке транспортных средств.
3.4. Нулевая плоскость X (zero-X-plane): вертикальная плоскость, проходящая через пяточную точку водителя, перпендикулярная продольной срединной плоскости автобуса.
3.5. Нулевая плоскость Y (zero-Y-plane): срединная плоскость водителя (находящегося в позе управления), параллельная продольной срединной плоскости автобуса.
3.6. Нулевая плоскость Z (zero-Z-plane): горизонтальная плоскость, проходящая через пяточную точку водителя.
3.7. Пяточная точка водителя, ПТВ (Operator Heel Point, OHP): место касания правой пятки водителя поверхности пола или другой опоры для пятки.
3.8. Линия пяточной точки (heel point line): линия пересечения нулевой плоскости X с нулевой плоскостью Z.
4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1. Размеры
4.1.1. Исходная система координат
Все размеры на рабочем месте водителя относятся к системе координат, привязанной к водителю (см. рисунок 1).
1 - нулевая плоскость X; 2 - нулевая плоскость Y;
3 - нулевая плоскость Z; 4 - линия ПТВ
Рисунок 1. Система координат, привязанная к водителю
Исходная система координат образована нулевой плоскостью X, нулевой плоскостью Y и нулевой плоскостью Z, перпендикулярными друг к другу.
Точка пересечения всех трех плоскостей (начало координат) соответствует ПТВ, линия пересечения нулевой плоскости X с нулевой плоскостью Z является линией пяточной точки.
Оси X, Y и Z имеют такую ориентацию, что диапазон отрицательных координат лежит перед нулевой плоскостью X, слева от нулевой плоскости Y и ниже нулевой плоскости Z, относительно направления взгляда водителя при управлении транспортным средством.
4.1.2. Допуски
Если не установлено иного, для линейных измерений считается приемлемым допуск +/- 10 мм. Этот допуск неприменим, если размеры установлены в виде диапазона значений (т.е. X = 10 - 30 мм).
4.1.3. Пяточная точка водителя
Для трех основных типов конструкции педали газа ПТВ определяют следующим образом:
- для педалей нажимного типа (см. рисунок 2a) ПТВ - это точка пересечения поверхности пола или другой опоры для пятки с плоскостью верхней поверхности педали газа и вертикальной плоскостью, проходящей через середину педали;
- для педалей подвесного (маятникового) типа (см. рисунок 2b) ПТВ - точка пересечения поверхности пола или другой опоры для пятки, используемой при нажатии педали с дугой окружности радиусом 200 мм и центром, расположенным в центре педали;
- для педалей нажимного типа с фиксированным упором для пятки (см. рисунок 2c) за ПТВ следует брать точку пересечения упора для пятки с поверхностью
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>