Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 13 декабря 2011 г. N 883-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОДСИСТЕМЫ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Global navigation satellite system. Dispatcher control
systems for urban passenger transports. Purpose, composition
and specifications of mapping support subsystem
ГОСТ Р 54722-2011
Группа Э50
ОКС 35.240.60
Дата введения
1 сентября 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "ЗащитаИнфоТранс" Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 883-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом, создаваемые на основе глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС) и устанавливает требования к назначению, составу и характеристикам подсистемы картографического обеспечения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51605-2000 Карты цифровые топографические. Общие требования
ГОСТ Р 51606-2000 Карты цифровые топографические. Система классификации и кодирования цифровой картографической информации. Общие требования
ГОСТ Р 51607-2000 Карты цифровые топографические. Правила цифрового описания картографической информации. Общие требования
ГОСТ Р 51608-2000 Карты цифровые топографические. Требования к качеству
ГОСТ Р 52155-2003 Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52293-2004 Геоинформационное картографирование. Система электронных карт. Карты электронные топографические. Общие требования
ГОСТ Р 52438-2005 Географические информационные системы. Термины и определения
ГОСТ Р 52439-2005 Модели местности цифровые. Каталог объектов местности. Требования к составу
ГОСТ Р 52571-2006 Географические информационные системы. Совместимость пространственных данных. Общие требования
ГОСТ Р 52572-2006 Географические информационные системы. Координатная основа. Общие требования
ГОСТ Р 52573-2006 Географическая информация. Метаданные
ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения
ГОСТ Р 53860-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Требования к архитектуре и функциям
ГОСТ Р 54020-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Состав, содержание, порядок и периодичности формирования отчетных форм
ГОСТ Р 54026-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров
ГОСТ 21667-76 Картография. Термины и определения
ГОСТ 28441-99 Картография цифровая. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52438, ГОСТ Р 52572, ГОСТ Р 52928, ГОСТ 21667, ГОСТ 28441, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 транспортное средство; ТС: Пространственный объект, устройство (совокупность устройств), предназначенное для перевозки по дорогам или иным путям транспортного сообщения людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
3.2 идентификатор: Уникальная характеристика пространственного объекта, присваиваемая или назначаемая в системе диспетчерского управления транспортом, достаточная для постоянной идентификации указанного пространственного объекта независимо от времени и его местоположения.
3.3 система диспетчерского управления; СДУ: Упорядоченная совокупность правил, организационных структур, ресурсов и информационно-навигационного обеспечения, реализующая дистанционное управление процессами перевозок и эксплуатации транспортных средств.
3.4 мониторинг: Специально организованное систематическое наблюдение за местонахождением и состоянием транспортного средства на основе навигационной и телеметрической информации с целью оценки, контроля или прогноза процесса перевозки.
3.5 диспетчеризация: Специально организованное дистанционное управление процессами перевозок и эксплуатации транспортных средств с использованием результатов мониторинга и иной информации.
3.6 диспетчерский пункт: Элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции планирования, контроля и оперативного управления транспортными средствами транспортного предприятия.
3.7 навигационная информация: Совокупность координатно-временных данных, характеризующих параметры местонахождения, скорости и направления движения транспортного средства, получаемая с помощью навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем и передаваемая в диспетчерский пункт по каналам связи.
3.8 телеметрическая информация: Совокупность данных о состоянии транспортного средства, передаваемая в диспетчерский центр по каналам связи.
3.9 цифровая топографическая карта; ЦТК: Цифровая карта, содержание которой соответствует содержанию топографической карты.
3.10 маршрут: Намеченный или установленный путь следования, порядок прохождения пути транспортным средством.
3.11 транспортная сеть: Совокупность автомобильных дорог, транспортных путей сообщения, дорожных и путевых сооружений, переездов и переправ в определенной зоне транспортного обслуживания.
3.12 дорожный граф: Элемент содержания цифровой карты, содержащий информацию о расположении проезжих частей дорожной сети и организации движения транспортных средств.
3.13 объекты транспортной инфраструктуры: Сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
3.14 маршрутная сеть: Совокупность маршрутов регулярных перевозок - предназначенных для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путей следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке для конкретного транспортного предприятия, группы предприятий, или зоны транспортного обслуживания.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;
П3.90.02 - государственная геоцентрическая система координат "Параметры земли 1990 г.";
СК-95 - система координат 1995 г.;
GPS - глобальная навигационная система Соединенных Штатов Америки;
WGS-84 - всемирная геодезическая система 1984 г.
5 Общие положения
5.1 Подсистема картографического обеспечения (далее - подсистема) входит в состав системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом (далее - система), требования к которой установлены в ГОСТ Р 53860.
5.2 Информационно-технологический аспект подсистемы реализуется с использованием географических информационных систем, которые в соответствии с классификацией географических информационных систем по территориальному охвату, установленной в ГОСТ Р 52155, относятся к категориям муниципальных или региональных.
5.3 Общие технические требования к географическим информационным системам подсистемы устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 52155.
5.4 Пространственные данные подсистемы состоят из:
- цифровых карт;
- результатов мониторинга транспортных средств;
- дополнительных пространственных данных.
5.4.1 Цифровые карты подсистемы включают в себя:
- базовые элементы содержания, определяемые в соответствии с ГОСТ Р 51605;
- специальные элементы содержания, включающие дорожный граф (или, для электрического транспорта, - граф путей сообщения), объекты транспортной инфраструктуры и иные пространственные объекты, необходимые для решения функциональных задач системы, определенных в соответствии с ГОСТ Р 53860 и
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>