Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2012 г. N 701-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Quality management systems. Particular requirements for the
application of GOST R ISO 9001-2008 in construction
ГОСТ Р 55048-2012
Группа Т59
ОКС 03.120.10;
ОКСТУ 0025
Дата введения
1 февраля 2013 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный строительный университет" (ФГБОУ ВПО "МГСУ").
2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2012 г. N 701-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
В настоящем стандарте установлены дополнительные по отношению к ГОСТ Р ИСО 9001-2008 <*> требования к системам менеджмента качества в организациях строительной отрасли.
--------------------------------
<*> С 1 января 2013 года ГОСТ ISO 9001-2011 вводится в действие вместо ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Настоящий стандарт включает в себя требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008, которые заключены в рамки. Дополнительные требования приведены вне рамок.
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Общие положения ¦
¦ Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое¦
¦решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента¦
¦качества организации влияют: ¦
¦ a) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой; ¦
¦ b) изменяющиеся потребности; ¦
¦ c) конкретные цели; ¦
¦ d) выпускаемая продукция; ¦
¦ e) применяемые процессы; ¦
¦ f) размер и структура организации. ¦
¦ Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем¦
¦менеджмента качества или их документации. ¦
¦ Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим¦
¦стандартом, являются дополняющими по отношению к требованиям к¦
¦продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер¦
¦методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего¦
¦требования. ¦
¦ Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними¦
¦сторонами, включая органы по сертификации, в целях оценки способности¦
¦организации выполнять требования потребителей, требования к продукции,¦
¦являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим¦
¦законодательством (далее - обязательные требования), и собственные¦
¦требования. ¦
¦ При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента¦
¦качества, установленные ИСО 9000 и ИСО 9004. ¦
¦ [ГОСТ Р ИСО 9001-2008] ¦
L--------------------------------------------------------------------------
Настоящий стандарт разработан в помощь организациям строительной отрасли при внедрении ими системы менеджмента качества.
Результативная система менеджмента качества в организациях строительной отрасли предоставляет следующие преимущества:
- повышение удовлетворенности и доверия потребителей;
- снижение эксплуатационных затрат путем снижения затрат на качество;
- рост конкурентоспособности и прибыли в результате выпуска качественной продукции и снижения эксплуатационных затрат;
- совершенствование передачи производственного опыта внутри организации.
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Процессный подход ¦
¦ Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при¦
¦разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента¦
¦качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем¦
¦выполнения их требований. ¦
¦ Для успешного функционирования организация должна определить и¦
¦осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов¦
¦деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях¦
¦преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто¦
¦выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. ¦
¦ Применение в организации системы процессов наряду с их¦
¦идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов,¦
¦направленный на получение желаемого результата, могут быть определены¦
¦как "процессный подход". ¦
¦ Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления,¦
¦которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их¦
¦системы, а также при их комбинации и взаимодействии. ¦
¦ При применении в системе менеджмента качества такой подход¦
¦подчеркивает важность: ¦
¦ a) понимания и выполнения требований; ¦
¦ b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой¦
¦ими ценности; ¦
¦ c) достижения запланированных результатов выполнения процессов и¦
¦обеспечения их результативности; ¦
¦ d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном¦
¦измерении. ¦
¦ Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества,¦
¦основанной на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами,¦
¦представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показывает, что потребители¦
¦играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в¦
¦качестве входов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует¦
¦оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.¦
¦Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования¦
¦настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне. ¦
¦ Примечание. Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл¦
¦"Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так: ¦
¦ - планирование (plan) - разработка целей и процессов, необходимых¦
¦ для достижения результатов в соответствии¦
¦ с требованиями потребителей и политикой¦
¦ организации; ¦
¦ - осуществление (do) - внедрение процессов; ¦
¦ - проверка (check) - постоянные контроль и измерение процессов¦
¦ и продукции в сравнении с политикой,¦
¦ целями и требованиями на продукцию и¦
¦ сообщение о результатах; ¦
¦ - действие (act) - принятие действий по постоянному улучшению¦
¦ показателей процессов. ¦
¦ ¦
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>