RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 55086-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Базовые показатели для обеспечения экологической безопасности при ликвидации отходов"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 14 ноября 2012 г. N 787-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОТХОДОВ

Resources saving. Waste treatment. Core performance
elements for the environmentally sound management of waste

ГОСТ Р 55086-2012

Группа Т58

ОКС 13.030.01

ОКСТУ 0017

Дата введения
1 января 2014 года

Предисловие

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение отходов".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N 787-ст.
4. Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа С(2004)100:2004 Recommendation of the council on the environmentally sound management of waste (Рекомендация Совета ОЭСР по экологически безопасному обращению с отходами) с изменениями С(2007)97:2007.
5. Введен впервые.

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).

Введение

Внедрение принципов экологически безопасного обращения с отходами включает в себя предотвращение и минимизацию образования отходов; использование в максимальной мере природных ресурсов; утилизацию и ликвидацию отходов на территории той страны, где они образовались; сокращение трансграничного перемещения отходов во избежание возникновения аварийных ситуаций; создание предприятий, где утилизация и переработка отходов осуществляется экологически безопасным способом [1].
При подготовке настоящего стандарта был использован международный документ С(2004)100 Рекомендация Совета ОЭСР по экологически безопасному обращению с отходами, с изменениями С(2007)97, предназначенный странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает меры, касающиеся внедрения базовых требований к обеспечению экологически безопасного обращения с отходами на предприятиях по утилизации и переработке отходов.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению (ИСО 14001:2004, IDT)
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30772, в том числе следующий термин с соответствующим определением:
3.1.

Отходы (waste): остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.1]

4. Базовые элементы деятельности по экологически
безопасной ликвидации отходов

4.1. Внедрение принципов экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами
Основными целями при внедрении принципов экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами являются:
4.1.1. Устойчивое использование природных ресурсов, минимизация образования отходов, охрана здоровья населения и окружающей среды от неблагоприятных последствий, причиной которых могут явиться отходы.
4.1.2. Обеспечение справедливых условий конкуренции между предприятиями по управлению отходами посредством внедрения на них базовых элементов деятельности по обращению с отходами, что способствует тем самым созданию равных условий для достижения высоких экологических показателей.
4.1.3. Перевод потоков отходов с объектов, работающих в соответствии с низкими экологическими показателями, в максимально возможной степени на объекты, где обращение с отходами осуществляется экологически безопасным и экономически эффективным способом с использованием комплекса стимулирующих мер.
4.1.4. Применение нормативных документов в работе предприятий по обращению с отходами
Предприятия по обращению с отходами, в том числе предприятия по рекуперации, должны в соответствии с законодательством, нормативными актами стран, в которых они работают, с учетом применимых международных соглашений предусматривать необходимость охраны окружающей среды, здоровья и безопасности людей, вести свою деятельность таким образом, чтобы содействовать достижению целей устойчивого развития в этой области.
4.1.5. Обоснованность применения базовых элементов деятельности по обращению с отходами
Принимая во внимание объем производства соответствующего предприятия, особенно относящегося к малым и средним предприятиям (МСП), с учетом типа, количества отходов, характера операций и законодательства Российской Федерации, работа предприятий по переработке отходов должна быть основана на базовых элементах деятельности по обращению с отходами, приведенных далее.
4.1.6. Инфраструктура для предприятий по обращению с отходами
Эффективная работа предприятий по обращению с отходами должна поддерживаться надлежащей нормативной и правоприменительной инфраструктурой на соответствующем государственном уровне, включающей в себя стандарты, а также юридические требования к выдаче/получению лицензий.
4.2. Система экологического менеджмента на предприятиях по обращению с отходами
4.2.1. Система экологического менеджмента
В качестве основного принципа системы экологического менеджмента на предприятии по обращению с отходами должна действовать соответствующая Система экологического менеджмента (СЭМ). Разработанная СЭМ должна быть сертифицирована уполномоченным органом Российской Федерации и включать в себя:
4.2.1.1. Обеспечение функционирования предприятий по обращению с отходами в соответствии с наилучшими доступными технологиями, что подразумевает использование технологий, процессов, оборудования и операций, основанных на научных знаниях, функциональное значение которых было успешно протестировано на предприятиях, сопоставимых по производственным процессам.
4.2.1.2. Выполнение конкретных задач по непрерывному улучшению экологических показателей, включая проведение периодического контроля сохраняющейся актуальности этих задач.
4.2.1.3. Регулярный мониторинг и пересмотр достижений при решении задач в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека.
4.2.1.4. Сбор и оценку надлежащей и своевременной информации о состоянии окружающей среды, здоровья и безопасности человека в результате деятельности предприятий по обращению с отходами.
4.2.1.5. Положения, включенные в базовые элементы деятельности по обращению с отходами.
4.2.1.6. Соответствующее техническое руководство по СЭМ.
4.2.2. Аудиторские проверки на предприятиях по обращению с отходами
На предприятиях по обращению с отходами, имеющих лицензии на выполнение соответствующих работ, правомочный независимый аудитор, как правило, ежегодно проводит периодические проверки и/или аудиты. Аудитор должен:
4.2.2.1. Проверить соответствие предприятия соответствующим экологическим нормам, изложенным в положениях 4.2 - 4.6 базовых элементов деятельности по обращению с отходами, и, если необходимо, существующей СЭМ (например, по ГОСТ Р ИСО 14001 или программе Европейского сообщества экологического менеджмента и аудита (European Community Eco-Management and Audit Scheme, EMAS)), или по другой аналогичной системе, используемой в Российской Федерации.
4.2.2.2. Оценить деятельность предприятия в отношении решения задач по охране окружающей среды, здоровья и безопасности человека.
4.2.3. Отчетность предприятия по обращению с отходами
Предприятие по обращению с отходами обязано публиковать ежегодный отчет с описанием СЭМ и результатов работы по выполнению мероприятий в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека.
4.2.4. Сертификация/регистрация малых и средних предприятий по обращению с отходами
Для МСП следует применять более простые, чем для крупных предприятий, процедуры сертификации/регистрации и отчетности. Проведение регулярных аудитов может оказаться для МСП обременительным и сопровождаться высокими затратами, поэтому аудиты рекомендуется упрощать и проводить их реже, чем аудиты крупных предприятий (как правило, один раз в три года), соблюдая при этом необходимость поддержания СЭМ при обращении с отходами. Кроме того, отчет о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, здоровья и безопасности человека необходимо публиковать один раз в три года.
4.2.5. Поддержка малых и средних предприятий по обращению с отходами
Необходимо использовать существующие в Российской Федерации СЭМ, которые специально предназначены для удовлетворения потребностей МСП. При этом рекомендуется разработка программ оказания поддержки МСП по обмену информацией и передовыми технологиями.
4.3. Надлежащие меры по обеспечению охраны труда, окружающей среды, здоровья и безопасности человека на предприятиях по обращению с отходами
4.3.1. Меры по обеспечению охраны труда
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!