Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 20 сентября 2012 г. N 367-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДА И МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ШТОРМТРАПЫ ЛОЦМАНСКИЕ
Ships and marine technologies. Pilot ladders
ISO 799:2004
Ships and marine technology - Pilot ladders
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 799-2012
ОКС 47.020.50;
ОКП 64 2000
Дата введения
1 января 2013 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 сентября 2012 г. N 367-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 799:2004 "Суда и морские технологии. Штормтрапы лоцманские" (ISO 799:2004 "Ships and marine technology - Pilot ladders").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном Приложении ДА.
5. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru).
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к судовым лоцманским штормтрапам, позволяющим морским лоцманам безопасно подниматься на борт судна и покидать его вдоль вертикальной части его корпуса. Настоящий стандарт распространяется на транспортные суда, принимающие на борт и сдающие лоцманов во время движения. Национальным организациям по безопасности на море рекомендуется применять на судах лоцманские штормтрапы (далее - штормтрапы), соответствующие настоящему стандарту, как полностью отвечающие требованиям международной Конвенции по безопасности на море (SOLAS) с внесенными в нее поправками.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 209-1:1989. Алюминий и алюминиевые сплавы деформируемые. Химический состав и формы изделий. Часть 1. Химический состав (ISO 209-1:1989, Wrought aluminium and aluminium alloys. Chemical composition and form of products: Part 1: Chemical composition) <1>
--------------------------------
<1> Отменен. Действует международный стандарт ИСО 209:2007 "Алюминий и алюминиевые сплавы. Химический состав".
ИСО 877:1994. Пластмассы. Методы воздействия прямого света, дневного света через стекло и дневного света, интенсифицированного с помощью зеркал Френеля (ISO 877:1994, Plastics - Methods of exposure to direct weathering, to weathering using glass-filtered daylight, and to intensified weathering by daylight using Fresnel mirrors) <2>
--------------------------------
<2> Отменен. Действуют международные стандарты ИСО 877-1:2009 "Пластмассы. Методы воздействия солнечного излучения. Часть 1. Общее руководство", ИСО 877-2:2009 "Пластмассы. Методы воздействия солнечного излучения. Часть 2. Непосредственное разрушение под влиянием атмосферных воздействий и воздействия солнечного излучения за оконным стеклом", ИСО 877-3:2009 "Пластмассы. Методы воздействия солнечного излучения. Часть 3. Интенсифицированное разрушение под влиянием атмосферных воздействий с использованием концентрированного солнечного излучения".
ИСО 1181:1990. Изделия канатные из манильской пеньки и сизали. Технические условия (ISO 1181:1990, Ropes - Manila and sisal - Specification) <3>
--------------------------------
<3> Отменен. Действует международный стандарт ИСО 1181:2004 "Канаты из волокон. Манильская пенька и сизаль. 3-, 4- и 8-прядевые канаты".
ИСО 1461:1999. Покрытия, нанесенные методом горячего цинкования на изделия из чугуна и стали. Технические условия и методы испытания (ISO 1461:1999, Hot dip galvanized coatings on fabricated iron and steel articles - Specifications and test methods) <4>
--------------------------------
<4> Отменен. Действует международный стандарт ИСО 1461:2009 "Покрытия, нанесенные методом горячего цинкования на изделия из чугуна и стали. Технические требования и методы испытания".
3. Применяемые материалы
3.1. Деревянные детали
Деревянные детали должны изготовляться из древесины твердых пород (ясень, дуб, вяз, бук или тиковое дерево) без сучков.
3.2. Тетивы
3.2.1. Тетивы должны изготовляться из плеснестойких манильских канатов, соответствующих международному стандарту ИСО 1181, класс 1, или канатов из термореактивного полиэфирного волокна с полипропиленовым сердечником, цвет которого контрастирует с цветом прядного полиэфирного волокна. Прочность на разрыв тетивы должна составлять не менее 24 кН, а ее номинальный диаметр должен равняться 18 мм (длина окружности - 57 мм).
3.2.2. Могут использоваться тетивы из других синтетических материалов, если они:
a) отвечают требованиям, предъявляемым к прочности на разрыв и размерам, упомянутым в 3.2.1;
b) являются не менее прочными при удлинении под действием нагрузки, чем стандартные канаты, описанные в 3.2.1;
c) имеют наружную поверхность, подходящую для захвата голыми руками, аналогичную поверхности манильской пеньки или крученого полиэфирного волокна;
d) изготовлены из термореактивного полимера, стойкого к вредному воздействию ультрафиолетового излучения;
e) позволяют визуально обнаружить чрезмерный износ, как и у крученых полиэфирных канатов, описанных в 3.2.1.
3.3. Детали из металла
3.3.1. Металлические крепежные детали должны быть изготовлены из коррозионно-стойкого материала или обработаны для придания стойкости к коррозии.
3.3.2. Детали из металла, кроме изготовленных из нержавеющей стали, должны иметь защитное покрытие в соответствии с ИСО 1461.
3.3.3. Детали из нержавеющей стали должны быть изготовлены из сплава морского класса, коррозионная стойкость которого, как минимум, должна соответствовать коррозионной стойкости класса 316 <1>.
--------------------------------
<1> См. публикацию Общества чугуна и стали Нержавеющие стали, которую можно заказать по адресу: Iron & Steel Society, 186 Thorn Hill Road, Warrendale, PA 15090-7528 или найти на сайте http://www.iss.org.
3.3.4. Алюминиевые детали должны быть изготовлены из сплава, содержащего не более 0,06% меди, в соответствии с ИСО 209.
3.3.5. Металлические детали, соприкасающиеся друг с другом, должны быть гальванически совместимыми или изолироваться для предотвращения электрохимической коррозии в морских условиях.
3.4. Механические крепежные устройства
Механические крепежные устройства, скрепляющие части штормтрапа, должны быть оснащены средствами, предотвращающими ослабление крепления.
3.5. Пластмассовые материалы
Применяемые пластмассовые материалы должны сохранять не менее 30% начальной прочности на разрыв и не менее 80% ударной вязкости после проведения испытания в течение одного года на воздействие окружающей среды по методу А ИСО 877.
3.6. Качество обработки деталей штормтрапа
Детали штормтрапа не должны иметь сколов, заусенец, острых кромок, углов, выступов или других дефектов, которые могут поранить человека, использующего штормтрап.
3.7. Бензели
Бензели должны изготовляться из двухпрядных или трехпрядных линий, минимальная прочность на разрыв которых равна 800 Н, или из другого подходящего материала равноценной прочности.
4. Конструкция
4.1. Штормтрап должен иметь две тетивы, каждая из которых изготовлена из двух манильских канатов. Каждая балясина штормтрапа должна поддерживаться двумя тетивами (четырьмя канатами).
4.2. Канаты тетивы должны:
a) быть цельными, без каких-либо соединений ниже верхней балясины, а также
b) не окрашиваться и не иметь другого покрытия.
4.3. Если не требуется специальная конструкция для крепления штормтрапа к забортному трапу, механическому лоцманскому подъемнику или к другой специальной установке, концы тетивы должны быть заделаны, как описано ниже.
a) Верхние концы одного или обоих канатов с каждой стороны должны заканчиваться над верхней балясиной огоном или огоном с коушем, размеры которых достаточны для прохода двух канатов.
b) Верхний конец каната с каждой стороны штормтрапа должен выступать на расстояние не менее 3 м над верхней балясиной штормтрапа, или должен быть подсоединен вспомогательный удлинительный канат к тетиве штормтрапа с помощью огона или соединительной скобы, как показано на рисунке 1. Диаметр вспомогательного удлинительного каната должен равняться, как минимум, диаметру каната штормтрапа.
Размеры в миллиметрах
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>