Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 26 ноября 2012 г. N 1162-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Passenger cars on locomotive traction. Fire
safety requirements
ГОСТ Р 55183-2012
ОКС 45.060
13.220.01
ОКП 31 8350
Дата введения
1 января 2014 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1162-ст.
4. Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава".
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности пассажирских вагонов локомотивной тяги (далее - вагоны), ограничивающие возможность возникновения в них пожара и обеспечивающие сохранение жизни и здоровья людей, а также снижение материальных потерь при воздействии опасных факторов пожара (ОФП).
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.
ГОСТ Р 50810-95 Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация
ГОСТ Р 53315-2009 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 53325-2009 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 55182-2012 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования
ГОСТ Р 54893-2012 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 2850-95 Картон асбестовый. Технические условия
ГОСТ 6102-94 Ткани асбестовые. Общие технические требования
ГОСТ 17675-87 Трубки электроизоляционные гибкие. Общие технические условия
ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия
ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты", опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применены термины по техническому регламенту (см. [1]), а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Двухэтажные пассажирские вагоны: вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) специального назначения, в которых помещения вагона выполнены в двух уровнях (один над другим).
3.2. Монтаж с ограниченной подвижностью проводов и кабелей: прокладка провода или кабеля свободно в трубах, желобах, коробах, металлорукавах и т.п., при этом на концах проводов и кабелей или другом месте по длине может быть свободная петля, периодически изгибаемая на угол 180° с радиусом изгиба не менее пяти диаметров кабеля или провода с одновременным закручиванием.
3.3. Облицовка: декоративное покрытие (лакокрасочное, полимерное), наносимое на основу из конструкционного материала (фанеру, металл) или тонкий отделочный материал с декоративной поверхностью (бумажно-слоистый пластик, пленки, ткани).
3.4. Огнестойкость конструкции пассажирского вагона: способность конструкции пассажирского вагона сохранять несущие и (или) ограждающие функции в условиях пожара в течение нормированного времени.
3.5.
Пассажирские вагоны: вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.
[Технический регламент Таможенного союза о безопасности железнодорожного подвижного состава, статья 2]
3.6. Противопожарная отступка: расстояние от наружной поверхности печи (котла) или дымового канала (трубы) до защищенной или не защищенной от возгорания стены или перегородки из горючих или трудногорючих материалов.
3.7. Противопожарная преграда: конструкция в виде стены, перегородки или перекрытия, предназначенная для предотвращения распространения пожара в примыкающие к ним помещения в течение нормируемого времени.
3.8. Противопожарная разделка: утолщение стенки печи (котла) или дымового канала (трубы) в месте соприкосновения ее с конструкцией вагона, выполненное из горючего или трудногорючего материала.
3.9. Специальные вагоны пассажирского типа (специальные вагоны): вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам (вагон с кафе-буфетом, вагон-ресторан, багажный вагон, почтовый вагон, вагон-электростанция, вагон повышенной комфортности, вагон-салон, туристический вагон, вагон-гараж, вагон-передвижная камера хранения, вагон с трансформируемыми купе), и вагоны, предназначенные для организации обслуживания населения (вагон-магазин, вагон-клуб, вагон-поликлиника, вагон-храм и другие).
3.10. Термоиндикаторные краски: краски, содержащие различные химические соединения, которые способны изменять свой цвет при температурах от 35 °C до 1600 °C.
4. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, КОНСТРУКЦИЯМ ВНУТРЕННЕГО
ОБОРУДОВАНИЯ И ПРОТИВОПОЖАРНЫМ ПРЕГРАДАМ ВАГОНА
4.1. Общие положения
4.1.1. Вещества и материалы по показателям их пожарной опасности классифицированы техническим регламентом (см. [1], статьи 12, 13).
4.2. Требования к материалам внутреннего оборудования
4.2.1. Материалы, используемые при изготовлении вагонов, должны иметь документ, подтверждающий их соответствие требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном Техническим регламентом (см. [1], статья 145), и экспертное заключение, подтверждающее санитарно-гигиеническую и токсикологическую безопасность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия (см. [2], статья 42, пункт 2).
4.2.2. Неметаллические материалы, применяемые для конструкций внутреннего оборудования вагонов, должны быть согласованы с органами пожарного надзора на железнодорожном транспорте и иметь документально подтвержденные испытаниями показатели пожарной опасности по группе горючести, коэффициенту дымообразования, индексу распространения пламени и токсичности продуктов горения согласно ГОСТ 12.1.044 (подразделы 2.1, 2.14, 2.15 и 2.16, соответственно), по воспламеняемости согласно ГОСТ Р 50810 (разделы 6, 7).
Требования к материалам, применяемым во внутреннем оборудовании вагонов по показателям их пожарной опасности, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели пожарной опасности применяемых материалов
Применяемый материал Показатели пожарной опасности материала
Группа горючести материала Индекс распространения пламени, не более Коэффициент дымообразования, м2/кг, не более Показатель токсичности, г/м3, более
Для подшивки термоизоляции крыши, термоизоляции крыши при отсутствии ее подшивки, воздуховода вентиляционной установки, потолков. Негорючий - - -
Допускается по согласованию с органом пожарного надзора на железнодорожном транспорте использовать для изготовления и замены потолков вагонов трудногорючие материалы
Для термоизоляции кузова, рундуков Негорючий или трудногорючий 20 500 40
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>