Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2013 г. N 1503-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ИЗДЕЛИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ
СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Complex quality control system. Electronic components.
System of relationship between manufacturers and customers
ГОСТ Р 55754-2013
ОКС 31.020
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Российский научно-исследовательский институт "Электронстандарт" (ОАО "РНИИ "Электронстандарт").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 303 "Изделия электронной техники, материалы и оборудование".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1503-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Правовые нормы взаимоотношений организаций изготовителей и потребителей регламентирует Гражданский кодекс Российской Федерации.
Вопросы удовлетворенности потребителей определяют ГОСТ Р ИСО 10001, ГОСТ Р ИСО 10002, ГОСТ Р ИСО 10003, содержащие рекомендации по эффективности и результативности процесса урегулирования спорных вопросов. Дополняет указанные стандарты ГОСТ Р 54732/ISO/TC 10004, устанавливающий рекомендации по определению и осуществлению процессов мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей.
Настоящий стандарт определяет права и обязанности сторон по вопросам обеспечения и контроля качества.
Настоящий стандарт совместим с ГОСТ ISO 9001, устанавливающим в части взаимоотношений изготовителей и потребителей следующее:
- подраздел 5.2 "Ориентация на потребителя";
- подраздел 6.1 "Обеспечение ресурсами";
- пункт 8.2.1 "Удовлетворенность потребителей";
- подраздел 8.4 "Анализ данных".
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения системы взаимоотношений организаций-изготовителей (организаций-поставщиков) (далее - изготовитель (поставщик)) и организаций-потребителей (далее - потребитель) в части прав и обязанностей сторон по вопросам обеспечения и контроля качества поставляемых изделий электронной техники (далее - изделий).
Стандарт может быть применен также при осуществлении поставок изделий потребителю организацией-посредником (поставщиком).
Область распространения и сфера действия стандарта установлены в ГОСТ Р 55755.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 27394-87 Микросхемы интегральные заказные и полузаказные. Порядок разработки и распределения работ между заказчиком и исполнителем
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р 53711-2009 Изделия электронной техники. Правила приемки
ГОСТ Р 53736-2009 Изделия электронной техники. Порядок создания и постановки на производство. Основные положения
ГОСТ Р 55755-2013 Комплексные системы общих технических требований и контроля качества. Изделия электронной техники. Общие положения
ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций
ГОСТ Р ИСО 10002-2009 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителей. Руководство по управлению претензиями в организациях
ГОСТ Р ИСО 10003-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1. Изготовитель: организация, независимо от формы собственности и подчинения, осуществляющая разработку и (или) изготовление изделий, а также их поставку потребителю на основании договора (контракта).
3.1.2. Поставщик: организация, независимо от формы собственности и подчинения, осуществляющая поставку изделий на основании договора (контракта), а также предоставление гарантий соответствия поставляемых изделий требованиям стандартов и ТУ на изделия.
3.1.3. Гарантийные обязательства: обязательства изготовителя гарантировать соответствие качества поставляемых изделий требованиям, установленным в стандартах и ТУ на изделия, и (или) условиям договора (контракта) в течение определенного времени (гарантийного срока, гарантийной наработки), безвозмездно и в установленные гарантийными обязательствами сроки устранять дефекты изделий, выявленные в гарантийный период, посредством замены дефектных изделий при соблюдении потребителем режимов и условий эксплуатации, правил хранения и транспортирования, а также указаний по применению, установленных ТУ.
3.1.4. Гарантийный срок: общая календарная продолжительность хранения и транспортирования изделия в состоянии поставки, а также эксплуатации потребителем, в течение которой действуют гарантийные обязательства.
3.1.5. Гарантийный срок хранения: календарная продолжительность хранения и транспортирования изделия в состоянии поставки, а также монтажа до ввода в эксплуатацию с соблюдением установленных мер, обеспечивающих сохраняемость изделий, в течение которой действуют гарантийные обязательства.
3.1.6. Гарантийный срок эксплуатации: календарная продолжительность эксплуатации изделия потребителем, в течение которой действуют гарантийные обязательства.
3.1.7. Гарантийная наработка: наработка изделия в период действия гарантийных обязательств.
3.1.8. Рекламация (рекламационный акт): письменное заявление потребителя установленной формы изготовителю (поставщику) на обнаруженные в период действия гарантийных обязательств дефекты и (или) несоответствие комплектности поставленных изделий требованиям ТУ, а также требование о восстановлении комплектности или замене дефектных изделий.
3.2. В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
СМК - система менеджмента качества;
КД - конструкторская документация;
ТД - технологическая документация;
ТУ - технические условия на изделия;
ЭД - эксплуатационный документ.
4. Общие положения
4.1. Система взаимоотношений изготовителей и потребителей представляет собой совокупность правил и процедур, определяющих порядок взаимодействия указанных сторон на всех стадиях жизненного цикла изделий, а также связанных с выполнением гарантийных обязательств.
4.2. Правила поведения сторон при взаимоотношениях для достижения удовлетворенности потребителей, работа с претензиями потребителей, урегулирование спорных вопросов отражены в ГОСТ Р ИСО 10001, ГОСТ Р ИСО 10002 и ГОСТ Р ИСО 10003.
Вопросы управления претензиями устанавливают в документах СМК организации в соответствии с ГОСТ ISO 9001.
4.3. Потребитель может являться участником разработки (модернизации) изделия в соответствии с порядком создания и постановки изделий на производство, установленным ГОСТ Р 53736.
Порядок взаимоотношений сторон при разработке заказываемых потребителем изделий приведен в Приложении А.
Примечание. Порядок разработки и распределения работ между заказчиком и исполнителем заказных и полузаказных интегральных микросхем установлен в ГОСТ 27394.
4.4. Система взаимоотношений изготовителя (поставщика) и потребителя включает в себя:
- взаимоотношения сторон в преддоговорный период;
- заключение договора (контракта) на поставку;
- гарантии изготовителя (поставщика);
- взаимоотношения сторон при контроле качества изделий в процессе выполнения договора (контракта) на поставку;
- информационное обеспечение.
Основным документом, регламентирующим взаимоотношения изготовителя и потребителя на всех стадиях жизненного цикла изделий, является договор (контракт) на поставку.
Требования договора (контракта) на поставку приоритетны по отношению к любым другим документам, за исключением требований, устанавливаемых в законах Российской Федерации.
5. Взаимоотношения изготовителей (поставщиков)
и потребителей в преддоговорный период
5.1. Взаимоотношения на этапе, предшествующем договору (контракту) на поставку, включают в себя взаимодействие в части оценки изготовителем возможности выполнить требования, установленные потребителем.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>