Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 22 ноября 2013 г. N 1937-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВА СБОРА ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ССПИ
Air transport. System of management safety
of aviation activity. Collection tools flight
information igts
ГОСТ Р 55865-2013
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (ФГБОУ ВПО СПбГУГА).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1937-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Настоящий стандарт содержит рекомендации по менеджменту риска при производстве полетов с учетом Поправки N 101 ИКАО, а также дополняет основополагающий стандарт по системам менеджмента риска ГОСТ Р 51897-2002 "Менеджмент риска. Термины и определения".
Установленные в настоящем стандарте требования расположены в систематизированном порядке, с учетом понятий в области менеджмента риска по аспектам безопасности при производстве полетов в гражданской авиации Российской Федерации (ГА РФ).
При этом учтены замечания эксплуатантов авиационной техники и поставщиков обслуживания в ГА РФ, основанные на опыте применения оригиналов Руководства по управлению безопасностью полетов (Doc. 9859-AN/460) [1] и ряда русских переводов указанного документа. Использованы известные международные документы в рассматриваемой области типа Руководства ИСО 31000:2009 "Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания" [2], Руководства ИСО/МЭК 73:2009 "Управление риском. Словарь" [3] и другие [4], [5], [6], указанные в библиографии.
Для достижения целей в сфере безопасности необходимо применять менеджмент риска, который способствует достижению целей заказчика. Менеджмент риска должен быть включен в общую систему менеджмента организации и предназначен для координации действий в области безопасности полетов и получения положительных финансовых результатов. Для этого используются соответствующие базы данных (БД), включенные в состав систем менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД), учитывающие особенности проектирования, изготовления авиационной техники (самолеты, вертолеты, винты, двигатели и пр.), а также эксплуатацию воздушных судов и процессы поддержания летной годности.
К показателям безопасности полетов относятся показатели, рекомендованные ИКАО в Приложении 19 к Конвенции о международной гражданской авиации [7] и Руководстве по управлению безопасностью полетов (Doc. 9859-AN/460) [1].
В соответствии с Приложением 13 "Расследование авиационных происшествий" к Конвенции о Международной гражданской авиации Российская Федерация представляет в ИКАО информацию по авиационным происшествиям с гражданскими воздушными судами эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации, имеющими максимальную взлетную массу более 2250 кг.
Представление информации осуществляется в виде предварительного отчета и информационного отчета об авиационном происшествии.
Предварительный и информационный отчеты готовят на основании материалов расследования по формам, представленным в Руководстве по представлению данных об авиационных происшествиях/инцидентах (руководство ADREP, Doc. 9156-AN/900) [8], включая информацию FDR.
Пояснения некоторых положений настоящего стандарта приведены в виде сносок, выделенных курсивом.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к средствам сбора полетной информации (ССПИ), применяемым при создании баз данных по непрерывному мониторингу процессов изменения параметров воздушных судов.
Стандарт может применяться органами государственного регулирования и организациями, ответственными за менеджмент безопасности авиационной деятельности.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55860-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения
ГОСТ 18675-2012 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 55860-2013, ГОСТ 13699-80 и ГОСТ 19919-74, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1. Автоматизированная обработка: обработка кодовых значений параметров с целью получения их физических значений в функции времени с графическим или цифровым отображением.
3.1.2. Бланк экспресс-анализа: документ, содержащий результаты экспресс-анализа в виде номеров событий, отклонений и нарушений заданных режимов, интервалов времени, в течение которых они имели место, и опознавательных данных.
3.1.3. Бортовое устройство регистрации: изделие или совокупность изделий, входящих в состав бортового оборудования летательного аппарата и обеспечивающих измерение, преобразование и автоматическую регистрацию значений параметров.
3.1.4. Бортовой накопитель: часть бортового устройства записи речи или регистрации параметров, содержащая сигналограмму.
3.1.5. Декодирование: обработка информации с графическим или цифровым представлением кодовых значений параметров в относительных единицах.
3.1.6. Защищенный бортовой накопитель: бортовой накопитель, обеспечивающий сохранение сигналограммы в случае летного происшествия.
3.1.7. Носитель записи: физическое тело, используемое при записи для сохранения в нем или на его поверхности сигналов информации.
3.1.8. Экспресс-анализ: логическая обработка кодовых значений параметров с целью обнаружения отказов бортового оборудования и силовых установок, а также отклонений от заданных режимов полета с выводом результатов на бланк экспресс-анализа.
3.2. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АТ - авиационная техника;
БП - безопасность полетов;
ВС - воздушное судно;
ВТ - воздушный транспорт;
ГА - гражданская авиация;
ЕАСА - (EASA, European Aviation Safety Agency (Европейское агентство авиационной безопасности);
ЕС - Европейский союз;
ЗБН - защищенный бортовой накопитель;
ИКАО - Международная организация гражданской авиации;
ИОСА (IOSA, IATA Operational Safety Audit, англ.) - программа производственного аудита безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта;
ОрВД - организация воздушного движения;
ПИ - полетная информация;
РУБП - Руководство по управлению безопасности полетов;
РФ - Российская Федерация;
СМБ АД - система менеджмента безопасности авиационной деятельности;
СУБП - система управления безопасностью полетов;
ССПИ - средства сбора полетной информации;
FDR - flight data recorder (самописец полетных данных).
4. Общие требования к системам сбора, обработки и анализа
полетной информации в гражданской авиации
в соответствии с международными требованиями
4.1. Анализ существующих систем сбора полетной информации в гражданской авиации ЕС
Основу системы сбора ПИ составляет модуль FDR - бортовой регистратор ПИ, установленный на борту каждого ВС. Характеристики известных FDR, созданные разными фирмами-производителями, идентичны для ВС иностранного и отечественного производства. Это регламентировано в приложении 19 [1] и в Нормах промышленной безопасности Евроконтроля (действуют в странах ЕС).
4.1.1. Типовая (сертифицированная) наземная система обработки полетной информации аварийного регистратора SSFDR ("L3 Communication F1000") самолетов A 319 N VP-BTO, VP-BTQ, VP-BTS, VP-BTT
В настоящем пункте описаны общие типовые модули и функции системы FDR.
Сведения почерпнуты из первоисточников - из технических описаний конкретных FDR.
Модуль 1. Предварительный просмотр копии полета
Функции:
- готовности и признаки, используемые при предварительном просмотре копии полета;
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>