Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 10 октября 2013 г. N 1143-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Aerotransport. Safety management system.
Terms and definitions
ГОСТ Р 55585-2013
ОКС 01.040
03.220.50
Дата введения
1 июля 2014 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2013 г. N 1143-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов.
Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2. Термины и определения
1. Система управления безопасностью полетов воздушных судов: система, состоящая из множества взаимосвязанных и упорядоченных элементов или модулей, предназначенных для обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов в соответствии с принятым системным подходом.
2. Безопасность полетов воздушных судов: состояние авиационной транспортной системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием системы.
3. Угроза безопасности полетов воздушных судов: источник опасности, потенциально являющийся причиной телесных повреждений персонала, повреждений оборудования или конструкций, материальных потерь или снижения возможности выполнения предписываемых системе функций.
4. Управление безопасностью полетов воздушных судов: процесс и/или деятельность в пределах функциональных возможностей систем управления безопасностью полетов воздушных судов и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности для комплекса условий, требований и специфики функционирования системы с учетом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов.
5.
Регулирование безопасности полетов воздушных судов: применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов воздушных судов. [ГОСТ Р 55588-2013, статья 7]
6. Фактор риска нарушения условий нормальных полетов воздушных судов: фактор опасности, оцениваемый по критерию степени соответствия уровня приемлемого риска при возможном изменении состояния авиационной транспортной системы и перехода ее в опасную или рисковую ситуацию.
7. Серьезность факторов риска нарушения условий полетов воздушных судов: негативные последствия опасной ситуации, при этом за контрольный ориентир принимается наихудшая предвидимая опасная ситуация в процессе выполнения полетов воздушных судов.
8. Вероятность возникновения факторов риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов: мера случайности того, что наихудшая предвидимая опасная ситуация по избранному фактору риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов может возникнуть с некоторой вероятностью, если эта величина достоверно может быть определена, в процессе выполнения полета.
9. Менеджмент риска (при производстве полетов воздушных судов): скоординированные действия по руководству и управлению авиационной транспортной системой на основе методов оценивания рисков в сфере регулирования безопасности полетов воздушных судов.
10. Факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): факторы, возникающие при функционировании авиационной транспортной системы и являющиеся потенциальными источниками риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов.
11. Технические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, связанные с возможными отказами или нарушениями штатных условий работы систем воздушных судов и/или технических средств обеспечения полетов.
12. Факторы опасности природного происхождения (при производстве полетов воздушных судов): факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, связанные с негативным воздействием окружающей среды на экипаж воздушных судов.
13. Определяющий фактор опасности (при производстве полетов воздушных судов): фактор опасности при производстве полетов воздушных судов, ставший непосредственным источником или одним из непосредственных источников возникновения особой ситуации.
14. Идентификация факторов опасности (при производстве полетов воздушных судов): обнаружение и классификация факторов опасности при производстве полетов воздушных судов путем разумного сочетания внутренних и внешних источников опасности или угроз и проактивных и прогностических процессов, а также лежащих в их основе программ.
15. Анализ оценки влияния факторов опасности на качество полетов воздушных судов: извлечение информации по безопасности полетов воздушных судов из материалов, собранных по выявленным факторам опасности.
16. Оценка факторов риска возникновения нарушения параметров полетов воздушных судов: идентификация признаков угроз и определение серьезности факторов риска нарушения параметров полетов воздушных судов по значимости последствий от опасности.
17. Управление факторами риска (в системе управления безопасностью полетов воздушных судов): вид основной деятельности системы управления безопасностью полетов воздушных судов, которая обеспечивает управление безопасностью полетов и способствует осуществлению других косвенно связанных с этим организационных процессов.
18.
Контроль влияния факторов риска на безопасность полетов воздушных судов: меры, направленные на устранение опасности и взятие под организационный контроль возможности проявления и серьезности факторов риска на безопасность полетов воздушных судов, связанных с последствиями от прогнозируемой деятельности. [ГОСТ Р 55588-2013, статья 19]
19. Авиационная транспортная система: система, функцией которой является организация и осуществление перевозок воздушными судами и выполнения иных работ посредством использования воздушных судов, включающая в себя соответствующую инфраструктуру, здания и сооружения, воздушные суда, техническое оборудование, авиационный и обслуживающий персонал, финансы и документацию.
20. Человеческий фактор (при производстве полетов воздушных судов): обозначение вида признаков проявления и влияния характеристик психофизической деятельности человека на процессы выполнения полетов воздушных судов в рамках функционирования авиационной транспортной системы.
21. Личностный фактор (при производстве полетов воздушных судов): обозначение признаков и результатов положительных или негативных проявлений деятельности людей в рамках функционирования авиационной транспортной системы, обусловленных их ограниченными возможностями и недостатками корпоративной культуры и превращающимися в угрозы процессу выполнения нормального полета.
22. Решение (при производстве полетов воздушных судов): волевой акт члена летного экипажа в процессе выполнения полетов воздушных судов, за которым следует определенное его действие либо бездействие, либо волевой акт руководящих органов авиационной транспортной системы по изменению ее структуры и/или принципов функционирования, которые непосредственно влияют на процесс выполнения полетов.
23. Профессиональная подготовка авиационного персонала: процедуры, проводимые с авиационным персоналом по формированию базы знаний, навыков и умений, необходимых им в их профессиональной деятельности.
24. Профессиональная подготовленность авиационного персонала: наличие базы знаний, навыков и умений, полученных в рамках профессиональной подготовки авиационного персонала, в сочетании с убежденностью в необходимости их неукоснительного применения.
25. Человеческие факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обусловленные ограниченными возможностями человека-оператора к деятельности в полете.
26. Физиологические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обозначающие признаки проявления опасности, связанные с физиологическими возможностями и ограничениями человека, приводящими к отклонениям и ошибкам в его работе в связи с усталостью и негативным влиянием условий полета.
Примечание. К условиям полета относят шум, вибрации, ускорения, гипоксию и т.п.
27. Психологические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обозначающие признаки проявления опасности, связанные с психическими возможностями и ограничениями человека в виде отклонения и ошибками в его работе, обусловленными нарушениями восприятия и обработки информации.
28. Личностные факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обозначающие отклонения и ошибки в деятельности человека вследствие отсутствия его должной профессиональной подготовленности.
Алфавитный указатель терминов на русском языке
анализ оценки влияния факторов опасности на качество полетов воздушных судов 15
безопасность полетов воздушных судов 2
вероятность возникновения факторов риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов 8
идентификация факторов опасности 14
контроль влияния факторов риска на безопасность полетов воздушных судов 18
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>