Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22 ноября 2013 г. N 1856-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ШИНЫ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ
КОНТРОЛЬ ХАРАКТЕРИСТИК ШИН
ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Truck and bus tyres. Verifying tyres
capabilities. Laboratory test methods
(ISO 10454:1993, IDT)
ГОСТ ISO 10454-2013
МКС 83.160.10
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык указанного в пункте 4 стандарта
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44-2013)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минторгэкономразвития Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10454:1993 Truck and bus tyres - Verifying tyre capabilities - Laboratory test methods (Шины для грузовых автомобилей и автобусов. Контроль характеристик шины. Лабораторные методы испытаний).
Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TS 31 "Шины, диски и клапаны", подкомитетом SC4 "Шины для грузовых автомобилей и автобусов и диски для колес".
Перевод с английского языка (en).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия - идентичная (IDT)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1856-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 10454-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний шин для грузовых автомобилей и автобусов для контроля характеристик шин.
Испытания проводят в лабораторных условиях с контролем всех параметров и учетом типа испытуемой шины.
В настоящем стандарте приведена оценка прочностных характеристик шин:
- энергии разрушения.
- испытание на выносливость.
Методы испытания по настоящему стандарту не предназначены для определения эксплуатационных характеристик или уровня качества шин.
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходим следующий ссылочный документ. Для датированной ссылки применяют только указанное издание ссылочного документа.
ISO 4223-1:1989 Definitions of some terms used in the tyre industry - Part 1: Pneumatic tyres (Определения некоторых терминов, применяемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 расслоение в борту (bead separation): Разрушение соединения между деталями в зоне борта.
3.2 расслоение в брекере (belt separation): Отделение резиновой смеси между слоем брекера или между слоями брекера и каркаса.
3.3 выкрашивание (chunking): Отделение (выпадение) кусков протектора.
3.4 отслоение корда (cord separation): Отделение корда от прилегающей резиновой смеси.
3.5 растрескивание (cracking): Любое разделение внутри протектора, боковины или гермослоя шины, доходящее до материала корда.
3.6 отслоение гермослоя (innerliner separation): Отделение гермослоя от материала корда в каркасе.
3.7 максимальная расчетная нагрузка (maximum load rating): Максимальная нагрузка, которую должна выдерживать шина в соответствии с ее категорией скорости.
3.8 открытый стык (open splice): Любое разделение по месту любого стыка протектора, боковины или гермослоя, которое доходит до материала корда.
3.9 расслоение (ply separation): Отделение резиновой смеси между смежными слоями.
3.10 (sidewall separation)
3.11 шина со специальным протектором (ET) [special tread tyre (ET)]: Шина, рисунок протектора которой обеспечивает удовлетворительную работу в особых условиях эксплуатации (например, смешанное использование на дорогах и внедорожное использование, на городских автобусах и т.д.).
3.12 испытательный обод (test rim): Любой обод, на который может монтироваться шина, соответствующий рекомендованным ободьям для шин определенных размеров, обозначения и типа.
3.13 скорость испытательного барабана (test drum speed): Окружная скорость металлического испытательного барабана.
3.14 отслоение протектора (tread separation): Отделение протектора от каркаса шины.
4 Испытательное оборудование
Испытательное оборудование приведено в 4.1 - 4.3.
4.1 Испытательный барабан - цилиндрический маховик (барабан) диаметром 1,7 м +/- 1% или 2,0 м +/- 1%, работающий от привода.
Барабан должен иметь гладкую металлическую поверхность. Ширина испытательной поверхности барабана должна быть не менее ширины профиля испытуемой шины.
Используют пневматическое или гидравлическое устройство нагружения консольной системы испытательного барабана, обеспечивающее погрешность в пределах +/- 1,5% всей шкалы.
Скорость испытательного барабана должна соответствовать требованиям методик испытания. Погрешность измерения скорости испытательного барабана должна быть в пределах .
4.2 Плунжер
Цилиндрический стальной боек достаточной длины с полусферическим концом диаметром, приведенным в таблице 1, соответствующим индексу нагрузки.
Таблица 1
Диаметр плунжера
Размеры в миллиметрах
Индекс нагрузки для одинарной шины Диаметр плунжера, +/- 0,5
< 121 19
122 - 134 32
> 135 38
Устройство для нагружения плунжера должно обеспечивать постепенное приложение усилия. Индикаторы перемещения и нагружения должны обеспечивать точность в пределах +/- 1% всей шкалы. Скорость перемещения плунжера должна контролироваться с погрешностью в пределах +/- 3% всей шкалы.
4.3 Манометр для измерения внутреннего давления в шине должен иметь шкалу со значением не менее 1000 кПа и обеспечивать точность измерения в пределах +/- 20 кПа.
5 Проведение испытаний
5.1 Определение энергии разрушения
5.1.1 Подготовка шины к проведению испытания
5.1.1.1 Монтируют шину на испытательный обод и накачивают до давления, соответствующего максимальной нагрузке или до двукратного при их отличии.
5.1.1.2 Выдерживают смонтированную для испытания шину при комнатной температуре не менее 3 ч.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>