Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 8 ноября 2013 г. N 1478-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
АКУСТИКА
ИЗМЕРЕНИЕ ВНЕШНЕГО ШУМА
Railway rolling stock. Acoustics.
Measurement of outward noize
(ISO 3095:2005, MOD)
ГОСТ 32203-2013
(ISO 3095:2005)
МКС 45.020.17.140.30
Дата введения
1 июня 2014 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ).
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол от 27 июня 2013 г. N 57-П).
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Азербайджан AZ Азстандарт
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Молдова MD Молдова-Стандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1478-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32203-2013 (ISO 3095:2005) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.
5. Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ISO 3095:2005 Railway application - Acoustics - Measurement of noise emitted by railbound vehicles (Железнодорожный транспорт. Акустика. Измерение шума, создаваемого рельсовыми транспортными средствами). При этом дополнительные слова (фразы, показатели и их значения), включенные в текст для учета потребностей национальной экономики стран - участниц Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном Приложении ДА.
Сравнение структуры указанного международного стандарта со структурой настоящего стандарта приведено в дополнительном Приложении ДБ.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
Степень соответствия - модифицированная (MOD).
Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54061-2010 (ИСО 3095:2005).
6. В настоящем стандарте полностью реализованы требования технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", действующих на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, применительно к объекту технического регулирования - железнодорожному подвижному составу: разделы 4 - 7 содержат требования экологической безопасности, установленные техническими регламентами.
7. Взамен ГОСТ 26918-86 в части методов измерения внешнего шума подвижного состава.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования для получения воспроизводимых и сопоставимых результатов измерения уровней и спектров шума, создаваемого железнодорожным подвижным составом всех типов, кроме специального подвижного состава, при проведении всех видов испытаний подвижного состава по определению внешнего шума (далее - испытания подвижного состава) и контрольных испытаний в эксплуатации подвижного состава (далее - контрольные испытания в эксплуатации) по определению внешнего шума.
Результаты измерений применяют:
- для заявления и контроля показателей внешнего шума подвижного состава;
- для сравнения внешнего шума различных поездов, движущихся по определенному участку;
- для формирования базы данных по внешнему шуму поездов.
Настоящий стандарт устанавливает методы измерений, представляющие собой технические методы по ГОСТ 31252 (методы инженерного уровня, применяемые в международной практике [1]) - степень точности 2, среднее квадратическое отклонение 2 дБ.
Методы измерений, применяемые при разгоне и торможении подвижного состава, являются ориентировочными по ГОСТ 31252 (степень точности 3).
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.038-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений звукового давления в воздушной среде в диапазоне частот 2 Гц - 100 кГц
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 31252-2004 (ИСО 3740:2000) Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звуковой мощности
ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Поезд (train): сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.
3.2. Часть поезда: одна или несколько единиц железнодорожного подвижного состава в поезде.
3.3. Испытания выпускаемого железнодорожного подвижного состава по определению внешнего шума: испытания по ГОСТ 16504, при которых измерения проводят для подтверждения или проверки соответствия подвижного состава установленным требованиям по внешнему шуму.
3.4. Контрольные испытания в эксплуатации железнодорожного подвижного состава по определению внешнего шума: испытания, при которых измерения проводят в целях проверки характера изменения уровней внешнего шума подвижного состава с первоначальной поставки или после его ремонта.
3.5 <*>. Звуковое давление p, Па (sound pressure): среднеквадратичное значение (СКЗ) колеблющегося давления, наложенного на статическое атмосферное давление, измеренное за определенный промежуток времени.
3.6 <*>. Уровень звукового давления Lp, дБ (sound pressure level): уровень звукового давления, определяемый по формуле
Lp = 10 lg (p/p0)2, (1)
где p - СКЗ звукового давления, Па;
p0 - опорное звуковое давление, Па;
p0 = 20 мкПа.
3.7 <*>. Уровень звука LpA, дБА (A-weighted sound pressure level): уровень звукового давления, корректированного по частотной характеристике A шумомера (далее - корректированного по A), определяемый по формуле
LpA = 10 lg (pA/p0)2, (2)
где pA - СКЗ звукового давления, корректированного по A, Па;
p0 - опорное звуковое давление, Па;
p0 = 20 мкПа.
3.8 <*>. Максимальный уровень звука LpAFmax (AF-weighted maximum sound pressure level): максимальное на интервале измерения значение уровня звука, определяемое с использованием временной характеристики F (fast - быстро) шумомера по ГОСТ 17187 <**>.
--------------------------------
<*> Определение применяют к величинам, измеряемым в частотном спектре или в определенных полосах частот с центральной частотой f, Гц.
<**> На территории Российской Федерации действует также ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования".
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>