Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22 ноября 2013 г. N 726-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
НЕФТЕПРОДУКТЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОТОРНЫХ
ТОПЛИВ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД
Petroleum products. Determination of knock characteristics
of motor fuels. Research method
(ISO 5164:2005, MOD)
ГОСТ 32339-2013
(ISO 5164:2005)
МКС 75.160.20
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44).
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4. Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ISO 5164:2005 Petroleum products - Determination of knock characteristics of motor fuels - Research method (Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод). Дополнительные фразы, слова, внесенные в текст стандарта, выделены курсивом.
Перевод с английского языка (en).
Межгосударственный стандарт разработан на основе ГОСТ Р 52947-2008 (ЕН ИСО 5164:2005) "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод".
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Степень соответствия - модифицированная (MOD).
5. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 726-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32339-2013 (ISO 5164:2005) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью придания широко используемому методу ASTM D 2699-01a статуса международного.
ISO признает, что метод настоящего стандарта применяют во многих странах, поэтому стандартное оборудование и многие комплектующие и материалы, необходимые для данного метода, могут быть получены только у конкретных производителей или поставщиков. Для проведения испытаний по настоящему методу необходимо обратиться к шести обязательным и трем справочным приложениям стандарта ASTM D 2699-11a, содержащегося в Ежегодном сборнике стандартов ASTM, раздел 5 <*>. В обязательных приложениях подробно описаны необходимое специальное оборудование и приборы, критические параметры и настройки компонентов, приведены рабочие таблицы настроек. В справочных приложениях приведены справочные и дополнительные сведения о вспомогательном оборудовании, методики эксплуатации и принципы надлежащего технического обслуживания двигателя и оборудования.
--------------------------------
<*> Копии могут быть получены непосредственно у издателя, ASTM International, 100 Barr Harbor Drive, West Conshohocken, PA 19428-2959, USA, тел.: +1 610-832-9585, факс: +1 610-832-9555, e-mail: service@astm.org, веб-сайт: www.astm.org.
Накопленные во многих странах в течение многих лет данные по детонационным характеристикам моторных топлив основаны на использовании двигателя CFR и методов ASTM определения октанового числа. Принятые во всем мире и установленные в нефтяной промышленности значения октановых чисел моторных топлив определены по исследовательскому методу на установке по определению октанового числа CFR F-1, что подчеркивает необходимость стандартизации метода и испытательного оборудования. Поэтому начало исследований возможности использования другого двигателя для целей ISO нецелесообразно.
Метод оценки моторных топлив признан, несмотря на то, что параметры эксплуатации, настройки и корректировки двигателя CFR <**> приведены в дюймах.
--------------------------------
<**> Единственным изготовителем установки определения октанового числа модели CFR F-1 является Waukesha Engine, Dresser, Inc., 1000 West St. Paul Avenue, Waukesha, WI 53188, USA.
Перевод размеров и допусков в метрическую систему возможен путем строгого численного преобразования, которое не будет отражать надлежащую метрическую инженерную практику. Использование метрических измерительных приборов для проверки соответствия размеров компонентов численно преобразованным метрическим значениям приведет к дополнительной погрешности результата испытания.
В связи с этим было принято решение поручить Техническому комитету ISO 28 "Нефтепродукты и смазочные материалы" переработать стандарт ASTM D 2699 в соответствии с Директивой ISO, часть 2 "Правила построения и изложения международных стандартов". Однако в настоящем стандарте приведены ссылки на обязательные и справочные приложения ASTM D 2699 в связи с их подробной детализацией.
Предупреждение - Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает метод определения детонационных характеристик жидкого топлива для двигателей с искровым зажиганием с помощью одноцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя CFR или двигателя типа УИТ-85М, работающих с постоянной скоростью и переменной степенью сжатия, с использованием условной шкалы октановых чисел. Определение октанового числа по исследовательскому методу (RON) предусматривает определение детонационных характеристик моторных топлив в автомобильных двигателях в мягких условиях эксплуатации.
Настоящий стандарт распространяется на весь диапазон шкалы от 0 до 120 RON. При этом рабочий диапазон находится в пределах от 40 до 120 RON. Испытания моторного топлива, как правило, проводят в диапазоне от 88 до 101 RON.
Настоящий стандарт можно использовать для испытания топлив, содержащих оксигенаты до 4% масс. по кислороду.
Некоторые газы и пары, например галогенсодержащие хладагенты, используемые в кондиционерах, находящиеся вблизи двигателя CFR, могут оказывать существенное влияние на значения RON. Всплески или кратковременные изменения напряжения или частоты электрического тока также могут влиять на значения RON.
Примечание 1. Настоящий стандарт устанавливает параметры рабочих условий в единицах СИ, однако измерения, относящиеся к двигателям CFR, приведены в единицах дюйм-фунт, поскольку они используются при изготовлении указанного оборудования, поэтому в настоящем стандарте они приведены в круглых скобках.
Примечание 2. В настоящем стандарте термины "% масс." и "% об." означают массовые и объемные доли материала соответственно.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 21743-76 Масла авиационные. Технические условия
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. контрольное топливо (check fuel): Топливо с заданными характеристиками, которое имеет принятое эталонное значение RON, определенное в ходе межлабораторных испытаний на большом количестве двигателей, находящихся в различных лабораториях.
3.2. высота цилиндра (cylinder height): Вертикальное положение цилиндра двигателя CFR по отношению к поршню в верхней мертвой точке (в.м.т.) или в верхней точке механически обработанной поверхности картера.
3.3. показание шкалы индикатора (dial indicator reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданного давления сжатия.
Примечание. Показание шкалы указателя выражают в тысячных долях дюйма или в сотых долях миллиметра.
3.4. показание цифрового счетчика (digital counter reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>