Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 22 ноября 2013 г. N 1872-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ
АВТОМАТИЧЕСКИМ ЛАЗЕРНЫМ МЕТОДОМ
Aviation fuels. Determination of freezing point
by automatic laser method
ГОСТ 32402-2013
МКС 75.080
75.100
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
4 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 7153-05 (2010) Standard test method for freezing point of aviation fuels (automatic laser method) [Стандартный метод определения температуры кристаллизации авиационных топлив (автоматический лазерный метод)].
Стандарт разработан Комитетом ASTM D02 "Нефтепродукты и смазочные материалы" и непосредственную ответственность за разработку стандарта несет подкомитет D02.07 "Свойства текучести".
Перевод с английского языка (en).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).
Официальные экземпляры стандарта ASTM, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и стандартов ASTM, на которые даны ссылки, имеются в национальном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным стандартам приведены в дополнительном приложении Д.А.
Степень соответствия - идентичная (IDT)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1872-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32402-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения температуры, ниже которой в топливах для авиационных газотурбинных двигателей могут образовываться твердые кристаллы углеводородов.
1.2 Настоящий метод можно использовать для определения температуры кристаллизации в диапазоне от минус 80 °C до 20 °C. Однако результаты межлабораторных испытаний, приведенные в 12.4, были получены на топливах с температурой кристаллизации от минус 60 °C до минус 42 °C.
1.3 Значения, приведенные в единицах системы СИ, являются стандартными.
1.4 Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения)/
2.1 Стандарты ASTM <1>
--------------------------------
<1> Уточнить ссылки на стандарты ASTM можно на сайте ASTM www.astm.org или в службе поддержки клиентов ASTM: service@astm.org. В информационном томе ежегодного сборника стандартов (Annual book of ASTM standards) следует обращаться к сводке стандартов ежегодного сборника стандартов на странице сайта.
ASTM D 2386 Test method for freezing point of aviation fuels (Метод определения температуры кристаллизации авиационных топлив)
ASTM D 4057 Practice for manual sampling of petroleum and petroleum products (Практика по ручному отбору проб нефти и нефтепродуктов)
ASTM D 4177 Practice for automatic sampling of petroleum and petroleum products (Практика по автоматическому отбору проб нефти и нефтепродуктов)
2.2 Стандарт Энергетического института:
IP 16 Determination freezing point of aviation fuels (Определение температуры кристаллизации авиационных топлив) <2>
--------------------------------
<2> Annual Book of IP Standards Methods, Vol 1. Available from Energy Institute. 61 New Cavendish St., London, WIG 7AR, U.K.
3 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Общий термин
3.1.1 температура кристаллизации авиационных топлив (freezing point): Температура топлива, при которой твердые кристаллы углеводорода, образовавшиеся при охлаждении, исчезают при повышении температуры топлива в определенных условиях испытания.
3.2 Специальный термин:
3.2.1 автоматический лазерный метод (automatic laser method): Процедура автоматического охлаждения жидкого образца авиационного топлива до образования твердых кристаллов углеводородов с последующим регулируемым нагревом и регистрацией температуры, при которой кристаллы углеводородов полностью переходят в жидкую фазу.
3.3 Обозначения:
Cd - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором кристаллов в образце обнаруживают появление твердых кристаллов;
Co - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором помутнения в образце обнаруживают помутнение;
Do - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором помутнения в образце обнаруживают исчезновение помутнения.
4 Сущность метода
4.1 Образец охлаждают со скоростью (10 +/- 5) °C/мин при постоянном облучении источником лазерного света и контролируют оптическим детектором кристаллов и оптическим детектором помутнения для определения образования первых кристаллов твердых углеводородов. Как только кристаллы углеводородов определены обоими оптическими детекторами, образец начинают нагревать со скоростью (3,0 +/- 0,5 °C/мин). После исчезновения первоначального помутнения в образце его нагревают со скоростью (12 +/- 1) °C/мин.
Температуру образца, при которой детектор кристаллов показывает переход последних кристаллов углеводородов в жидкую фазу, регистрируют как температуру кристаллизации.
4.2 При определенных условиях аппарат обеспечивает повторное нагревание образца приблизительно до 10 °C, затем охлаждение со скоростью, указанной в 4.1, до тех пор, пока детектором кристаллов не будут обнаружены кристаллы углеводородов. Затем образец нагревается со скоростью (12 +/- 1) °C/мин до расплавления последних кристаллов углеводородов. Температуру образца, при которой детектор кристаллов показывает расплавление последних кристаллов углеводородов, регистрируют как температуру кристаллизации.
5 Назначение и использование
5.1 Температура кристаллизации авиационного топлива - это самая низкая температура, при которой в топливе отсутствуют твердые кристаллы углеводородов, наличие которых в топливной системе самолета может ограничить поток топлива через фильтры. Температура топлива в баке самолета во время полета обычно снижается в зависимости от скорости, высоты и длительности полета. Температура кристаллизации топлива всегда должна быть ниже минимальной рабочей температуры топлива.
5.2 Операции смешивания топлива требуют точного измерения температуры кристаллизации.
5.3 Результаты по настоящему методу испытания выражают с точностью до 0,1 °C; испытание по настоящему стандарту позволяет сократить время работы оператора и исключает некоторые требования, необходимые для выполнения испытания по ASTM D 2386.
5.4 Если в спецификации на топливо указан метод по ASTM D 2386, его не следует заменять настоящим методом испытания или другим методом.
6 Аппаратура
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>