Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 22 августа 2014 г. N 960-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДВИГАТЕЛИ АВИАЦИОННЫЕ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
ЧИСТОТА ПРОМЫШЛЕННАЯ ОСОБО ОТВЕТСТВЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
КОНСТРУКЦИИ ТОПЛИВНОЙ, МАСЛЯНОЙ И ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМ
АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Aviation engines and engine components.
Industrial cleanliness of critical parts and assemblies
of engine hydraulic, lubrication and fuel supply systems.
Terms and definitions
ГОСТ Р 56090-2014
Группа Т54
ОКС 01.040
Дата введения
1 марта 2015 года
Предисловие
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")
2 ВНЕСЕН ФГУП "НИИСУ"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 960-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области промышленной чистоты.
Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин.
Применение терминов - синонимов стандартизированного термина не допускается.
Для отдельных стандартизированных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывающие значение используемых терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизированных терминов на английском языке.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на поршневые и газотурбинные авиационные двигатели и их составные части.
Стандарт устанавливает термины и определения (буквенные обозначения) понятий в области промышленной чистоты особо ответственных функциональных элементов, а именно: топливной, масляной и гидравлической систем двигателей.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы на поршневые и газотурбинные авиационные двигатели и их составные части, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
Общие понятия
1 топливная система авиационного двигателя: Система подачи топлива в двигатель при различных режимах работы, включающая насосы, фильтрующее устройство, теплообменник, предназначенный для обеспечения требуемого температурного режима топлива, трубопроводы для соединения компонентов системы и устройства управления механизацией или/и автоматизацией работы двигателя, использующие в качестве рабочего тела топливо.
Примечание - К работе двигателя относят: створки сопла, направляющий аппарат компрессора.
2 масляная система авиационного двигателя: Система смазки двигателя, обеспечивающая подачу масла к деталям и узлам трения, откачку масла от деталей и узлов трения, охлаждение нагретого масла, очистку масла в фильтрах, суфлирование масляных полостей, а также использование масла в качестве рабочей жидкости в системах воздушных винтов, винтовентиляторов и в гидравлических устройствах двигателя.
3 гидравлическая система авиационного двигателя: Система управления элементами механизации двигателя, в которой в качестве рабочего тела используются рабочие жидкости, отличающиеся от топлива, поступающего в двигатель.
Примечание - К работе двигателя относят: створки сопла, направляющий аппарат компрессора.
4 ответственный элемент конструкции топливной [масляной, гидравлической] системы авиационного двигателя: Деталь, сборочный узел или агрегат, выполняющие определенную функцию в соответствующей системе, установленный ресурс работы с сохранением параметров в пределах норм и безотказность работы которых зависит от промышленной чистоты системы.
5 жидкая рабочая среда топливной [масляной, гидравлической] системы авиационного двигателя: Топливо, масло и рабочая жидкость, используемые в работе соответствующих систем.
6 рабочая жидкость: Жидкость, используемая в гидравлической системе в качестве рабочего тела.
7 промышленная чистота топливной [масляной, гидравлической] системы авиационного двигателя: Состояние собранных систем, их конструктивных элементов и применяемых жидких рабочих сред на различных стадиях жизненного цикла, характеризуемое присутствием загрязнителя, выраженное классом промышленной чистоты и регламентированное нормативно-технической документацией.
8 загрязнитель топливной [масляной, гидравлической] системы авиационного двигателя: Посторонние частицы вещества, находящиеся на внутренних поверхностях, в полостях системы или/и в жидкой рабочей среде, и привнесенная теплота, отрицательно влияющие на технические характеристики, функциональные возможности, ресурс, экономичность, надежность и безопасность.
Классификация и нормирование промышленной чистоты
9
классификация промышленной чистоты; классификация ПЧ: Определение соответствия классу промышленной чистоты, исходящее из классификационных признаков и норм промышленной чистоты. [ГОСТ Р 51109-97, статья 5.23]
10
классификационные признаки: Основные показатели, определяющие соответствие продукции, технологической среды (зоны) классу и нормам промышленной чистоты. [ГОСТ 51109-97, статья 5.24]
11 классификационные признаки загрязнений: Основные показатели или свойства загрязнений, характеризующие количество, состав и природу загрязнителя, определенные соответствующим методом, необходимые для объективной оценки норм чистоты в данной области техники.
12
класс промышленной чистоты: Кодированное обозначение соответствия продукции, технологической среды (зоны) нормам промышленной чистоты. [ГОСТ 51109-97, статья 5.25]
13 класс промышленной чистоты жидкой рабочей среды топливной [масляной, гидравлической] системы авиационного двигателя: Кодированное обозначение оценки показателей загрязнений по дисперсионному составу или/и по гранулометрическому составу частиц загрязнений, которому соответствуют предельно допустимые (граничные) значения классификационных признаков.
Примечания
1 Дисперсионный состав характеризуется количеством частиц в принятых размерных группах.
2 Гранулометрический состав характеризуется степенью дисперсности частиц.
14
норма промышленной чистоты: Система предельно допустимых уровней содержания загрязнителя в продукции, технологической среде (зоне) на определенной стадии жизненного цикла, соответствующих классу промышленной чистоты. Примечание - Нормы промышленной чистоты задаются классом промышленной чистоты. [ГОСТ 51109-97, статья 5.26]
15 норма промышленной чистоты гидравлической системы авиационного двигателя: Предельно допустимый уровень содержания загрязнения рабочей жидкости, циркулирующей в системе, определяемый классом чистоты, при котором система работает с заданными показателями безотказности и ресурса, установленными для различных элементов конструкции.
16 требования к промышленной чистоте элементов конструкции системы: Регламентированный класс чистоты, назначаемый на отдельных этапах жизненного цикла деталей, сборочных узлов, агрегатов, системы в целом и применяемой жидкой рабочей среды до выхода на норму чистоты.
17 частица загрязнителя: Твердый, жидкий или многофазный объект, в том числе микроорганизм, размерами до 200 мкм.
Примечание - За исключением волокон, длина которых может достигать 300 мкм.
18 размер частицы: Максимальный линейный размер проекции частицы в плоскости наблюдения оптического или электронного микроскопа или эквивалентный диаметр частицы, определенный иными средствами измерений.
19 эквивалентный диаметр частицы: Диаметр сферической частицы с известными свойствами, оказывающей такое же воздействие на средство измерений, что и измеряемая частица.
20 волокно: Загрязнитель, длина которого 200 - 300 мкм и превышающая толщину загрязнителя не менее чем в десять раз.
Контроль и оценка промышленной чистоты
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>