RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р ИСО 17287-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы. Процедура оценки пригодности для использования во время управления транспортным средством"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 10 сентября 2014 г. N 1052-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ
УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Ergonomics of vehicles. Ergonomic aspects it is information
operating system. Procedure of an estimation of suitability
for use during management of a vehicle

ISO 17287:2003
Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information
and control systems - Procedure for assessing suitability
for use while driving
(IDT)

ГОСТ Р ИСО 17287-2014

ОКС 13.180
43.040.15

Дата введения
1 декабря 2015 года

Предисловие

1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Институт безопасности труда" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2014 г. N 1052-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17287:2003 "Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Процедура оценки пригодности к использованию в процессе управления" (ISO 17287:2003 "Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Procedure for assessing suitability for use while driving").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном Приложении ДА.
5. Введен впервые.

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).

Введение

Общие положения
Разработка настоящего стандарта является результатом постоянного увеличения количества информационно-управляющих систем транспортных средств, предназначенных для облегчения выполнения водителем основных и второстепенных задач по управлению транспортным средством (далее - ТС). Водители нуждаются в простых и функциональных системах, использование которых не приведет к возникновению аварийных ситуаций (как в случае соблюдения инструкции по эксплуатации, так и в случае ее нарушения).
Оценка пригодности информационно-управляющей системы транспортного средства
Оценку пригодности к использованию информационно-управляющей системы (далее - ИУС) проводят исходя из ее соответствия основным задачам по управлению ТС с учетом аспектов удобства использования в наибольшей степени, влияющих на работоспособность водителя. В частности, при оценке пригодности особое внимание уделяют следующим аспектам:
- создаваемым помехам (управлению ТС);
- управляемости;
- эффективности;
- простоте использования системы в процессе ее освоения.
Первые три аспекта (которые не обязательно являются взаимоисключающими) непосредственно относятся к основной задаче по управлению транспортным средством. Значение четвертого аспекта также нельзя недооценивать, поскольку некоторые функции ИУС ТС могут использоваться либо в редких случаях, либо водителями, не знакомыми с работой системы. Прочие аспекты удобства пользования, в частности удовлетворенность, учитываются в меньшей степени при оценивании пригодности ИУС к использованию в процессе управления ТС, поскольку они относятся, скорее, к производителям ИУС и ее характеристикам, а не к работоспособности водителя, выполняющего основную задачу по управлению ТС.
При проведении комплексной оценки пригодности той или иной ИУС ТС значимость четырех указанных аспектов может варьироваться.
Пригодность - это свойство ИУС, а не ее составной элемент. Оценка пригодности осуществляется на основе взаимодействия между водителем и ИУС в процессе управления ТС. Пригодность учитывает поведенческую адаптацию водителя в результате использования ИУС ТС.
Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения оценки ИУС ТС. Стандарт предназначен для подтверждения того, что пригодность ИУС ТС была рассмотрена, оценена и документально зафиксирована на этапе проектирования и разработки. Регламентация всех действий, необходимых для оценки или обеспечения пригодности, не является целью настоящего стандарта. Область применения и конкретные действия по оценке определяются пользователями настоящего стандарта. В справочных приложениях содержатся примеры этапов процесса оценки пригодности.
Применение
Настоящий стандарт предназначен для оказания помощи в проведении оценки пригодности ИУС ТС до момента ее применения. Стандарт может применяться и в тех случаях, когда на транспортных средствах используются модули от разных производителей. Есть основания предполагать, что развитие тенденции по интеграции автомобильных систем будет усиливать необходимость проведения анализа их взаимодействия. Следовательно, настоящий стандарт может касаться не только вопросов функционирования ИУС ТС.
Настоящий стандарт предназначен для использования производителями и другими сторонами, заинтересованными в проведении оценки пригодности ИУС для использования в процессе управления ТС. Предполагается, что пользователи настоящего стандарта обладают определенными знаниями в области эргономики транспортных средств.
Допускается использование настоящего стандарта производителями ИУС ТС в рамках их собственного процесса обеспечения качества. Разработка и внедрение процедур оценки и документирования пригодности ИУС ТС будут подвержены влиянию со стороны изменяющихся потребностей организации, ее целей, поставляемых продукции и услуг, а также существующих процессов и принятой практики.
Настоящий стандарт не предназначен для унификации ИУС ТС. Он распространяется на транспортные средства любого типа, на ИУС любого уровня сложности и интеграции с транспортным средством, а также на любые способы применения или внедрения ИУС. Стандарт охватывает все ИУС ТС, включая, среди прочего, системы, предназначенные для использования водителями с ограниченными возможностями.

1. Область применения

Настоящий стандарт определяет процедуру оценки пригодности информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУС ТС) или сочетания ИУС с другими автомобильными системами с точки зрения использования водителями в процессе управления ТС. Стандарт охватывает:
- описание ориентированной на пользователя ИУС ТС и условия ее использования;
- описание и анализ задач ИУС ТС;
- порядок проведения оценки;
- обеспечение документацией.
Описание ИУС ТС и условия ее использования включают в себя рассмотрение неправильного применения, обоснованно прогнозируемого неправильного применения и отказа ИУС ТС. Описание, анализ и оценка ИУС ТС включают в себя порядок определения и решения проблем пригодности.
В настоящем стандарте не рассматриваются конкретные показатели оценки пригодности и параметры установления пригодности использования ИУС в процессе управления ТС.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 15005 Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Принципы управления диалогом и процедуры проверки соответствия (ISO 15005, Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Dialogue management principles and compliance procedures)
ИСО 15008 Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы их проверки (ISO 15008, Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation).

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Термины и определения, относящиеся к пригодности
3.1.1. Пригодность (suitability): степень целесообразности использования в условиях управления ТС информационно-управляющей системы на основе ее совместимости с основной задачей - управлением ТС.
Примечание. При оценке пригодности особое внимание уделяют следующим аспектам:
- создаваемым помехам (управлению транспортным средством);
- управляемости;
- эффективности;
- простоте использования системы в процессе ее освоения.

3.1.2. Создаваемые помехи (interference): неблагоприятное влияние на способность водителя управлять транспортным средством и контролировать ситуацию.
Примечание. В данном случае создаваемые помехи и помощь водителю являются противоположными характеристиками ИУС ТС.

3.1.3. Управляемость (controllability): способ и уровень, определяющие способность водителя влиять на работу и быстроту реагирования ИУС ТС.
Примечание. К элементам управления относятся: включение, выключение, повторение, переход с автоматического управления на ручное, возобновление работы, изменение параметров (например, уровня или яркости) и автоматическая настройка.

3.1.4. Эффективность (efficiency): отношение затраченных ресурсов к точности и полноте достижения водителем поставленных целей.
Примечания.
1. Эффективность имеет отношение к владению ситуацией, умственным усилиям, физическим усилиям, сенсорным усилиям и стрессу.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!