RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 27 мая 2014 г. N 457-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МЕНЕДЖМЕНТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕАГИРОВАНИЮ НА ИНЦИДЕНТЫ

Safety in emergencies. Management in emergencies.
Requirements for incident response

ISO 22320:2011
Societal security - Emergency management - Requirements
for incident response
(IDT)

ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011

ОКС 03.100.01

Дата введения
1 апреля 2015 года

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2014 г. N 457-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22320:2011 "Гражданская защита - Менеджмент чрезвычайных ситуаций - Требования к реагированию на инциденты" (ISO 22320:2011 "Societal security - Emergency management - Requirements for incident response").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов и документов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

В последние годы произошло множество бедствий, террористических актов и других крупных чрезвычайных ситуаций, которые показали важность эффективного реагирования для спасения жизни людей, снижения наносимого ущерба, а также обеспечения минимально необходимого уровня непрерывности жизнеобеспечивающих социальных функций. К таким функциям относятся оказание медицинской помощи, спасение людей, обеспечение населения водой и продовольствием, электроэнергией и топливом. Если в прошлом реагирование на инциденты осуществлялось на уровне отдельной страны, региона или организации, то сегодня и в будущем необходим межгосударственный и межорганизационный подход. Эта необходимость обусловлена взаимосвязями и взаимозависимостью органов власти, неправительственных, коммерческих и промышленных организаций во всем мире.
Настоящий стандарт позволяет государственным и частным организациям, осуществляющим реагирование на инциденты, расширить свои возможности по ликвидации всех видов чрезвычайных ситуаций (например, кризисов, техногенных аварий и природных бедствий). Многочисленные функции реагирования на инциденты распределены между организациями и учреждениями, причем частный сектор и государство имеют разные уровни ответственности. Таким образом, всем участвующим сторонам требуется руководство по подготовке и осуществлению эффективного реагирования на инциденты. Настоящий международный стандарт устанавливает минимальные требования, позволяющие участвующим организациям обеспечить наибольшую эффективность совместных действий.
Для эффективного реагирования на инцидент необходимо структурированное командование и управление, а также координация и сотрудничество для обеспечения согласованного взаимодействия, осуществления процессов командования и эффективного информационного обмена между организациями, ведомствами и другими сторонами, участвующими в реагировании.
Межорганизационная, межрегиональная или межгосударственная помощь в реагировании на инциденты должна соответствовать потребностям пострадавшего населения и быть культурно приемлемой. Поэтому крайне важно участие общественности в разработке и осуществлении мер реагирования на инцидент. От участвующих организаций требуется способность действовать сообща независимо от географических и административных границ.
Требования к информации, а также требования к процессу и структуре управления информацией позволяют разработать технические решения, которые обеспечат максимальную способность к взаимодействию в соответствии с потребностями в обмене информацией в ходе реагирования на инциденты.
Эффективную программу по обеспечению готовности к инцидентам и управлению непрерывностью деятельности можно реализовать с помощью ISO/PAS 22399 и регулярного проведения многосторонних учений.
Настоящий стандарт может использоваться отдельно или совместно с другими стандартами, разработанными ИСО/ТК 223 "Гражданская защита".

1. Область применения

Настоящий стандарт содержит минимальные требования к эффективному реагированию на инцидент, а также основы командования и управления, оперативного информирования, координации и сотрудничества в рамках организации, осуществляющей реагирование на инцидент. В нем рассматриваются организационные структуры и процедуры командования и управления, поддержка принятия решений, их прослеживаемость, управление информацией, а также оперативная совместимость.
В стандарте установлены требования к оперативной информации для реагирования на инциденты, которые определяют процессы, методы работы, сбора и управления данными в целях получения своевременной, существенной и точной информации. Стандарт поддерживает процесс командования и управления, а также координацию и сотрудничество как внутри самой организации, так и вне ее, с другими участвующими сторонами, и устанавливает требования к координации и взаимодействию между организациями.
Настоящий стандарт применим к любым организациям (частным, общественным, государственным или некоммерческим), участвующим в обеспечении готовности к инцидентам или реагировании на инциденты на международном, национальном, региональном или местном уровне, в том числе к организациям, которые:
a) занимаются предупреждением инцидентов и обеспечением устойчивости к ним,
b) осуществляют руководство реагированием на инциденты,
в) разрабатывают нормативные документы и планы по командованию и управлению,
c) развивают межведомственную/межорганизационную координацию и сотрудничество в области реагирования на инциденты,
d) разрабатывают информационные и коммуникационные системы для реагирования на инциденты,
e) проводят исследования в области реагирования на инциденты и разрабатывают модели данных для обеспечения взаимодействия,
f) изучают влияние человеческого фактора в реагировании на инциденты,
g) отвечают за связи и взаимодействие с населением.

2. Нормативные ссылки

Необходимыми для применения данного документа являются следующие ссылочные документы. Датированные ссылки относятся только к указанному изданию. Недатированные ссылки относятся к последнему изданию ссылочного документа (включая все его изменения).
ИСО 22300 Гражданская защита - Терминология (ISO 22300, Societal security - Terminology)

3. Термины и определения

Применительно к настоящему документу используются термины и определения, данные в ISO 22300, а также приведенные ниже.
3.1 командование и управление (command and control): Деятельность, включающая в себя принятие решений, направленных на достижение поставленных целей, оценку ситуации, планирование, обеспечение выполнения решений и контроль результата.
Примечание - Этот процесс непрерывно воспроизводится.

3.2 система командования и управления (command and control system): Система, которая обеспечивает эффективное управление всеми имеющимися силами и средствами в процессе обеспечения готовности к инциденту и реагированию на него, непрерывного функционирования и/или восстановления.
3.3 сотрудничество (cooperation): Процесс совместной работы или совместных действий ради общих интересов и ценностей, осуществляемый на основе соглашения.
Примечание - Организации заключают соглашения или иным образом договариваются о предоставлении своих ресурсов для реагирования на инциденты, но сохраняют независимость своей внутренней иерархической структуры.

3.4 координация (coordination): Способ осуществления различными организациями (государственными или частными) или подразделениями одной и той же организации совместной работы или деятельности, направленной на достижение общей цели.
Примечания
1 Координация позволяет взаимоувязать усилия участвующих в реагировании сторон (включая общественные, частные организации, правительственные органы), обеспечив согласованное реагирование на инцидент для достижения общей цели, и координировать действия посредством прозрачного информационного обмена в части деятельности по реагированию на инцидент.
2 Все организации участвуют в этом процессе для того, чтобы согласовать общую цель реагирования на инцидент, а также принять и реализовать план действий с помощью данного процесса выработки решений на основе консенсуса.

3.5 менеджмент чрезвычайных ситуаций (emergency management): Общий подход к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Примечание - Как правило, для предотвращения событий, дестабилизирующих и/или нарушающих деятельность, для обеспечения готовности к ним, реагирования и последующего восстановления в менеджменте чрезвычайных ситуаций используют тот же подход, что и в менеджменте риска.

3.6 командование при инциденте (incident command): Часть организационной структуры реагирования на инцидент.
Примечание - Командование при инциденте - это процесс, осуществляемый в командных структурах, развертываемых при реагировании на инцидент.

3.7 готовность к инциденту (incident preparedness): Деятельность по подготовке к реагированию на инцидент.
3.8 реагирование на инцидент (incident response): Действия, направленные на устранение причин надвигающейся опасности и/или уменьшение последствий потенциально дестабилизирующих или деструктивных событий, а также на восстановление нормальной обстановки.
3.9 информация (information): Данные, обработанные, систематизированные и представленные в виде, пригодном для осмысления.
3.10 оперативная информация (operational information): Информация, рассматриваемая и анализируемая в определенном контексте для обеспечения понимания обстановки и ее возможного развития.
3.11 организация (organization): Группа лиц и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!