Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 9 июля 2014 г. N 822-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВИБРАЦИИ В САЛОНАХ И КАБИНАХ ЭКИПАЖА
И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИИ
Passenger and transport airplanes and helicopters.
Admissible levels of vibration in saloons and crew cabins
and methods of vibration measuring
ГОСТ 23718-2014
МКС 49.100
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ТК 323)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 мая 2014 г. 67-П)
За принятие стандарта проголосовали
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 822-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23718-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 23718-93
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни вибрации, действующие на пассажиров и членов экипажа в условиях установившегося горизонтального полета, и метод ее измерения на полу (ковре) и сиденьях кресел в салонах и кабинах экипажа, а также параметры вибрации, которые следует определять при государственных, эксплуатационных и контрольных испытаниях и могут быть пригодны для целей сертификации.
Измеряемыми параметрами вибрации являются амплитуды виброускорения в диапазоне частот 1,4 - 180 Гц. Нормируемыми параметрами вибрации являются среднеквадратические значения амплитуд виброускорения или логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот.
Устанавливаемые стандартом допустимые уровни вибрации являются технической характеристикой самолета и вертолета.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения
ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Допустимые уровни вибрации
3.1 Настоящий стандарт устанавливает семь групп норм допустимых уровней вибрации:
I - в салонах дальних магистральных самолетов;
II - в салонах средних магистральных самолетов;
III - в салонах ближних магистральных самолетов;
IV - в салонах самолетов местных воздушных линий;
V - в кабинах экипажа самолетов;
VI - в салонах вертолетов;
VII - в кабинах экипажа вертолетов.
Принадлежность самолета к дальним, средним, ближним магистральным или к самолетам местных воздушных линий определяют техническим заданием на разработку самолета.
3.2 Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот должны соответствовать указанным в таблицах 1 - 8, а также приведенному в приложении А порядку пересчета уровней виброускорения.
Таблица 1
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах дальних магистральных самолетов (I группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц Граничная частота третьоктавной полосы, Гц Допустимое виброускорение
Нижняя Верхняя Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
Среднеквадратическое значение, м·с-2 Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ Среднеквадратическое значение, м·с-2 Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ
1,60 1,4 1,8 0,16 104 0,07 97
2,00 1,8 2,2 0,14 103 0,07 97
2,50 2,2 2,8 0,13 102 0,09 99
3,15 2,8 3,5 0,11 101 0,11 101
4,00 3,5 4,5 0,10 100 0,10 100
5,00 4,5 5,6 0,10 100 0,10 100
6,30 5,6 7,1 0,10 100 0,10 100
8,00 7,1 9,0 0,10 100 0,10 100
10,00 9,0 11,2 0,13 102 0,13 102
12,50 11,2 14,0 0,16 104 0,16 104
16,00 14,0 18,0 0,20 106 0,20 106
20,00 18,0 22,4 0,25 108 0,25 108
25,00 22,4 28,0 0,32 110 0,32 110
31,50 28,0 35,5 0,40 112 0,40 112
40,00 35,5 45,0 0,50 114 0,50 114
50,00 45,0 56,0 0,63 116 0,63 116
63,00 56,0 71,0 0,79 118 0,79 118
80,00 71,0 90,0 1,00 120 1,00 120
100,00 90,0 112,0 1,30 122 1,30 122
125,00 112,0 140,0 1,60 124 1,60 124
160,00 140,0 180,0 2,00 126 2,00 126
Таблица 2
Допустимые среднеквадратические значения виброускорения
и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот
в салонах средних магистральных самолетов (II группа норм)
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы, Гц Граничная частота третьоктавной полосы, Гц Допустимое виброускорение
Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
Нижняя Верхняя Среднеквадратическое значение, м·с-2 Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ Среднеквадратическое значение, м·с-2 Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ
1,60 1,4 1,8 0,25 108 0,11 101
2,00 1,8 2,2 0,22 107 0,11 101
2,50 2,2 2,8 0,20 106 0,14 103
3,15 2,8 3,5 0,18 105 0,18 105
4,00 3,5 4,5 0,16 104 0,16 104
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>