Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 21 октября 2014 г. N 1364-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДВИГАТЕЛИ АВИАЦИОННЫЕ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
ЧИСТОТА ПРОМЫШЛЕННАЯ.
МЕТОДЫ ОЧИСТКИ ОСОБО ОТВЕТСТВЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ
АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Aviation engines and engine components.
Methods of aviation engine part cleaning.
General technical requirements
ГОСТ Р 56181-2014
ОКС 49.050
Дата введения
1 января 2015 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ").
2. Внесен Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ").
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2014 г. N 1364-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к моющим средствам, оборудованию, последовательности операций и методам контроля при выборе технологического процесса для достижения необходимой степени очистки особо ответственных деталей элементов конструкции авиационных двигателей, к которым относятся трубопроводы топливной, масляной, воздушной и кислородной систем, топливные и форсажные коллекторы, рабочие лопатки двигателя (компрессора, турбины низкого и высокого давления, сопловых блоков) и другие детали и сборочные единицы.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17216-2001 Чистота промышленная. Классы чистоты жидкостей
ГОСТ Р 51610-2000 Чистота промышленная. Установление норм промышленной чистоты при разработке, производстве и эксплуатации продукции
ГОСТ Р 51752-2001 Чистота промышленная. Обеспечение и контроль при разработке, производстве и эксплуатации продукции
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. промышленная чистота ответственных элементов конструкции авиационного двигателя: Состояние собранных элементов конструкции, их компонентов и применяемых жидких рабочих сред, характеризуемое присутствием загрязнителя, выраженное классом промышленной чистоты, регламентированное нормативно-технической документацией и учитываемое при конструктивно-технологическом обеспечении качества продукции на всех стадиях его жизненного цикла.
3.2. загрязнитель ответственных элементов конструкции авиационного двигателя: Посторонние частицы вещества, находящиеся на внутренних поверхностях, в полостях элементов и/или в жидкой рабочей среде, отрицательно влияющие на технические характеристики, ресурс, надежность, безопасность и экономичность продукции.
3.3. процесс загрязнения ответственных элементов конструкции авиационного двигателя: Процесс образования загрязнителя на этапах изготовления деталей, сборки элементов конструкции, испытания, хранения, транспортирования и/или процесс проникновения загрязнителя из технологической среды.
4. Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АД - авиационный двигатель;
АТ - авиационная техника;
ООЭК - особо ответственный элемент конструкции;
ПЧ - промышленная чистота;
ТП - технологический процесс.
5. Общие положения
Основные задачи, которые приходится решать разработчикам изделий АТ, - это безопасность, надежность и экономичность. Эти задачи напрямую связаны с высоким уровнем поддержания ПЧ изделий, технологических и рабочих сред, который исключает преждевременный износ и нарушение работоспособного состояния.
Сложные по конструкции системы АТ должны функционировать безотказно. При особой чувствительности агрегатов АТ к чистоте это требование выполняется не всегда. По данным зарубежных исследований, половина аварий происходит вследствие загрязнений, и по этой причине снижается ресурс систем и агрегатов. Поэтому предъявляются высокие требования к чистоте рабочей жидкости и чистоте внутренних полостей элементов конструкции.
Чистота ООЭК АД обеспечивается комплексом мероприятий, проводимых на всех этапах разработки, производства и эксплуатации. К мероприятиям, проводимым на этапах разработки, можно отнести изыскание и применение износостойких материалов и прочных антикоррозионных покрытий, разработку систем и агрегатов с учетом эффективной промывки ее участков, установку фильтров вблизи агрегатов, наиболее чувствительных к загрязнениям.
Для исключения загрязнений деталей, которые могут образоваться на этапах изготовления деталей, сборки элементов конструкции, испытания, хранения, транспортирования и оказать вредное воздействие на работу изделия в сборе, необходимо проводить очистку и обезжиривание поверхностей деталей.
Очистка поверхностей деталей обязательно производится в следующих случаях:
- после притирки и полировки пастами;
- после обработки на станках с применением специальных охлаждающих жидкостей;
- перед отправкой деталей на термическую или гальваническую обработку;
- перед консервацией деталей для краткосрочного или длительного хранения;
- после магнитного контроля;
- до и после пайки или сварки;
- до и после окончательного контроля;
- перед контролем на чистоту поверхностей по ГОСТ 17216;
- после испытаний;
- для удаления консервационных материалов перед сборкой и в других необходимых случаях.
Очистка состоит из нескольких этапов:
- разложение или эмульгирование масла, жирных веществ, нагаров, коксов и др.;
- удаление прилипших остатков песка литейных форм, смолистых связующих веществ, нагаров, коксов и других загрязнений механическими и химическими средствами;
- вымывание отдельных твердых частиц и стружки, освободившихся в результате обезжиривания;
- окончательное обезжиривание;
- сушка по [1];
- контроль качества на чистоту поверхностей по ГОСТ 17216.
Решение проблемы обеспечения ПЧ на этапах производства включает:
- разработку высокоэффективных технологий (методов) очистки деталей и сборочных единиц АТ;
- создание чистых производственных помещений с атмосферой, где количество пыли сведено к минимуму для выполнения финишных операций сборки, промывки, очистки и др., согласно ГОСТ Р 51610, ГОСТ Р 51752, [2], [3], [4], [5];
- разработку и внедрение средств объективного контроля чистоты внутренних полостей согласно ГОСТ Р 51752, [6], [7];
- разработку высокоэффективного оборудования для очистки жидкостей, ООЭК АД, деталей, агрегатов, трубопроводов и собранных систем согласно [8].
Наиболее опасными для работы указанных систем являются твердые нерастворимые частицы загрязнений. Конструктор устанавливает вид и технические требования на эти частицы. Технолог разрабатывает ТП, обеспечивающий заданную чистоту наружной и внутренней поверхности системы.
Задачи достижения требуемого уровня ПЧ ООЭК выполняют при решении следующих вопросов:
- достижение заданной чистоты очистки рабочих и технологических жидкостей и ее контроль согласно ГОСТ 17216, ГОСТ 53450, ГОСТ Р 51610;
- обеспечение требуемой чистоты воздуха в помещениях и вблизи рабочих мест, где ведется изготовление, сборка и испытание ООЭК АД согласно ГОСТ Р 51752, [4];
- контроль запыленности воздуха согласно [3];
- выбор метода и разработка ТП очистки ООЭК АД, обеспечивающего требуемую чистоту наружной и внутренней поверхности изделия.
6. Классификация методов очистки
Существующие методы очистки АД и его составных частей делятся на три группы: механические, физико-химические и гидродинамические.
6.1. К механическим методам относится:
- очистка ручным инструментом;
- пескоструйная;
- очистка косточковой крошкой;
- очистка с помощью сухого льда и т.д.
Отрыв загрязнений от поверхности очищаемого объекта происходит при помощи органических или неорганических материалов.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>