Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 18 сентября 2014 г. N 1130-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Air transport. Unmanned aircraft systems.
General requirements
ГОСТ Р 56122-2014
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 июля 2015 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1130-ст.
4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на беспилотные авиационные системы и содержит основные требования на беспилотные авиационные системы и их элементы при разработке, производстве, сертификации и эксплуатации и предназначен для согласования и единообразного подхода ко всем процедурам касающимся гражданских беспилотных авиационных систем.
2. Термины и определения
2.1. В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1. Автономное воздушное судно: беспилотное воздушное судно, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.
2.1.2. Автономный полет: полет, который дистанционно пилотируемое воздушное судно выполняет без вмешательства пилота в управление полетом.
2.1.3. Беспилотная авиационная система: воздушное судно и связанные с ним элементы, которые эксплуатируются без пилота на борту.
2.1.4. Беспилотное воздушное судно: воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту.
2.1.5. Бортовой самописец: любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия/инцидента. В случае дистанционно пилотируемого воздушного судна данный термин включает также любой самопишущий прибор, устанавливаемый на станции внешнего пилота в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия/инцидента.
2.1.6. Вид воздушных судов: классификация воздушных судов на основе установленных основных характеристик, например, самолет, планер, вертолет, свободный аэростат.
2.1.7. Внешний пилот: лицо, манипулирующее органами управления дистанционно пилотируемого воздушного судна в течение полетного времени.
2.1.8. Воздушное судно: любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности.
2.1.9. Время полета (налет) по приборам: время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.
2.1.10. Дистанционно пилотируемая авиационная система: комплекс конфигурируемых элементов, включающий дистанционно пилотируемое воздушное судно, связанную с ним станцию (станции) внешнего пилота, необходимые линии управления и контроля, а также любые другие элементы системы, которые могут потребоваться в любой момент в ходе выполнения полета.
2.1.11. Дистанционно пилотируемое воздушное судно: воздушное судно, которое пилотирует пилот, не находящийся на борту этого воздушного судна.
2.1.12. Дистанционное пилотирование: управление воздушным судном с рабочего места пилота, которое не находится на борту этого воздушного судна.
2.1.13. Командир воздушного судна: пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна, выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета.
2.1.14. Коммерческий полет: полет воздушного судна, осуществляемый в деловых целях за плату или по найму (съемка местности, наблюдение с целью обеспечения безопасности, обследование состояния дикой природы, авиационно-химические работы и пр.), кроме коммерческих воздушных перевозок.
2.1.15. Линия управления и контроля: линия передачи данных между дистанционно пилотируемым воздушным судном и станцией внешнего пилота в целях управления полетом.
2.1.16. Наблюдатель ДПВС: член внешнего экипажа, который путем визуального наблюдения за дистанционно пилотируемым воздушным судном помогает внешнему пилоту безопасно выполнять полет.
2.1.17. Обнаружение и предупреждение: способность видеть, распознавать или обнаруживать находящиеся вблизи воздушные суда или другие источники опасности и предпринимать соответствующие действия в целях соблюдения применимых правил полета.
2.1.18. Передача управления: действие, заключающееся в передаче управления, связанного с пилотированием, от одной станции внешнего пилота к другой.
2.1.19. Пилотировать: манипулировать органами управления воздушного судна в течение полетного времени.
2.1.20. Пилотирующий пилот: лицо, которое приводит в действие органы управления воздушного судна и отвечает за траекторию полета воздушного судна.
2.1.21. Полет в пределах прямой видимости: полет, при котором внешний экипаж поддерживает непосредственный визуальный контакт с воздушным судном с целью управления его полетом и исполнения обязанностей, связанных с обеспечением эшелонирования и предупреждением столкновений.
2.1.22. Полетное время, время полета (вертолеты): общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения несущих винтов.
2.1.23. Полетное время, время полета (самолеты): общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его остановки по окончании полета.
2.1.24. Потерянная линия: потеря соединения линии управления и контроля с дистанционно пилотируемым воздушным судном, в случае которой внешний пилот не может продолжать управлять полетом этого воздушного судна.
2.1.25. Прямая радиовидимость: прямой двусторонний электронный контакт между передатчиком и приемником.
2.1.26. Руководство полетами: осуществление полномочий в отношении начала, продолжения или окончания полета, а также изменения маршрута в интересах безопасности воздушного судна, регулярности и эффективности полета.
2.1.27. Сегрегированное воздушное пространство: воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для исключительного использования конкретным пользователем (пользователями).
2.1.28. Станция внешнего пилота: рабочее место, с которого внешний пилот управляет полетом беспилотного воздушного судна.
2.1.29. Член внешнего экипажа: имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением дистанционно пилотируемым воздушным судном в течение полетного времени.
2.1.30. Член летного экипажа: имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
2.1.31. Член экипажа: лицо, назначенное эксплуатантом для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение служебного полетного времени.
2.1.32. Эксплуатант: лицо, организация или предприятие, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.
2.1.33. Автономное воздушное судно: беспилотное воздушное судно, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.
2.2. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
БАС - беспилотная авиационная система (системы);
БВС - беспилотное воздушное судно;
БЛА - беспилотный летательный аппарат (устаревший термин);
БСПС - бортовая система предупреждения столкновений;
ВГА - ведомство гражданской авиации;
ВМУ - визуальные метеорологические условия;
ВЧ - высокая частота;
ГосПБП - государственная программа по безопасности полетов;
ДПАС - дистанционно пилотируемая авиационная система;
ДПВС - дистанционно пилотируемое воздушное судно;
ИКАО - Международная организация гражданской авиации;
ОВЧ - очень высокая частота;
ОрВД - организация воздушного движения;
ПВП - правила визуальных полетов;
ППП - правила полетов по приборам;
СУБП - система управления безопасностью полетов;
ОВД - обслуживание воздушного движения;
СЭБ - сертификат эксплуатанта БАС;
УВД - управление воздушным движением.
3. Общие положения
Действие настоящего стандарта распространяется на уполномоченные органы, разработчиков, изготовителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем и не распространяется на автономные воздушные суда.
4. Основные требования
4.1. Правовые вопросы
Конвенция о международной гражданской авиации содержит необходимые для ДПВС требования. Предполагается, что после принятия соответствующих требований для включения в каждое затрагиваемое Приложение ИКАО и федеральное авиационное правило, государства смогут осуществлять полеты ДПВС в такой же мере, как и полеты ВС с пилотом на борту.
4.2. Производство полетов
4.2.1. Правила полетов
Выполнение полетов и маневрирование БВС осуществляется в соответствии со Стандартами Приложения 2 ИКАО и федеральными авиационными правилами.
4.2.2. Предупреждение столкновений
Командир беспилотного воздушного судна - внешний пилот ДПВС, несет ответственность за обнаружение и предупреждение возможных конфликтных и других
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>