Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 июня 2015 г. N 768-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ (ЭКСПЛУАТАНТОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ, АЭРОПОРТОВ,
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Air transport. Helicopter activity safety management system.
Safety management system of helicopter for service of
activity (operators, maintenance organization, airports,
educational institutions). General provisions
ГОСТ Р 56493-2015
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 марта 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 768-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В контексте авиации безопасность - это состояние, при котором возможность причинения ущерба лицам или имуществу снижена до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством постоянного процесса выявления опасных факторов и управления факторами риска для безопасности авиационной деятельности.
Вертолетная деятельность является специфической составной частью авиационной деятельности.
Безопасность вертолетной деятельности необходимо рассматривать как результат управления некоторыми организационными процессами, имеющими своей целью держать под контролем факторы риска для безопасности. Она достигается путем уменьшения риска до приемлемого уровня. Приемлемый риск фактически является результатом поиска оптимального баланса между требованиями государства и выгодностью для пользователя, соответствием цели и эффективностью затрат.
В настоящем стандарте изложены общие требования к созданию и внедрению СУБ ОАО "Вертолеты России" и организаций - поставщиков обслуживания, входящих в состав холдинговой структуры.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит указания по разработке и внедрению системы управления безопасностью вертолетной деятельности поставщиков обслуживания.
Цель стандарта - обеспечить единый подход поставщиков обслуживания к созданию и внедрению системы управления безопасностью вертолетной деятельности в организациях, входящих в состав ОАО "Вертолеты России", а также для их интеграции в Единую систему управления безопасностью Авиационного комплекса Российской Федерации.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями ОАО "Вертолеты России" независимо от их масштаба деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ISO 9001-2011 Система менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 поставщики обслуживания или поставщики продукции и обслуживания: Утвержденные организации (3.1.8) по подготовке авиационных кадров, подверженные факторам риска для безопасности авиационной деятельности в процессе предоставления ими соответствующих услуг, эксплуатанты воздушных судов, утвержденные организации по техническому обслуживанию, организации, ответственные за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов, поставщики организации воздушного движения и сертифицированные аэродромы.
3.1.2 система: Совокупность различных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в которых реализуются процессы деятельности, направленные на достижение заданных целей.
3.1.3 регулирование безопасности: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения приемлемого уровня безопасности авиационной деятельности.
3.1.4 безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.
3.1.5 показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы при помощи некоторых величин и их значений.
3.1.6 риск: Мера количества опасности, измеряемая в форме экспертного значения сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от них.
3.1.7 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.
3.1.8 организация: Холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АД - авиационная деятельность;
АП - авиационное происшествие;
ВД - вертолетная деятельность;
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ВС - воздушное судно;
КБВД - комитет по безопасности вертолетной деятельности;
ЛИС - летно-испытательная станция;
ОГБВД - оперативная группа по вопросам безопасности вертолетной деятельности;
СМБ - система менеджмента безопасности;
СМБ АД - система менеджмента безопасности авиационной деятельности;
СМБ ВД - система менеджмента безопасности вертолетной деятельности;
СМК - система менеджмента качества;
СУБ - система управления безопасностью;
СУБ ВД - система управления безопасностью вертолетной деятельности;
СУБП - система управления безопасностью полетов;
DMS - система управления документооборотом;
EMS - система экологического менеджмента;
FMS - система управления финансовыми ресурсами;
OHSMS - система охраны труда и управления безопасностью;
SEMS - система управления авиационной безопасностью.
4 Общие положения
4.1 СУБ ВД - это прежде всего структурированный подход к управлению безопасностью, подразумевающий наличие необходимых организационных структур, определение ответственности, политики и правил, фокусирующийся на безопасности, человеческом и организационном аспектах деятельности, т.е. на удовлетворении требований безопасности.
4.2 СУБ ВД должна обеспечить:
а) выявление рисков для безопасности АД;
б) принятие корректирующих действий, необходимых для поддержания согласованного уровня безопасности;
в) проведение постоянного мониторинга и оценки уровня безопасности АД;
г) регулярное повышение общей эффективности СМБ АД.
4.3 Организации, входящие в состав ОАО "Вертолеты России", различаются с точки зрения масштаба, организационной структуры и сложности их работы.
Каждая организация имеет многоуровневую систему управления, включающую в себя многочисленные подсистемы, чья деятельность направляется через определенным образом выстроенную систему управления. Организация может интегрировать управленческие системы, предназначенные для достижения определенных организационных целей, т.е. предоставление продукции и услуг заказчикам. Управленческую систему организации в целом часто называют комплексной системой управления или просто системой управления организации.
К типичным системам управления организации относятся:
- система менеджмента качества (СМК);
- система управления безопасностью полетов (СУБП);
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>