Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 июня 2015 г. N 759-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА
ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ПРИ ОБУЧЕНИИ И ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Air transport. Safety management system of helicopter
activity. Risk management. The standard guide on safety
management system for personnel teaching and training.
Main provisions
ГОСТ Р 56484-2015
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 марта 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 759-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Внешняя среда предоставляет организациям все меньше возможностей для использования конкурентных преимуществ. Такие компоненты, как оборудование, сырье, технологии, финансы, доступны практически всем участникам рынка, и зачастую только эффективная система управления персоналом способна выделить организацию на фоне всех остальных. Поэтому тема постановки корпоративного обучения является чрезвычайно актуальной. Развитие сотрудников - важнейшее звено системы управления персоналом.
Для построения системы обучения персонала организации руководителям всех ее структурных подразделений необходимо определить приоритетное направление в обучении персонала, примерную тематику обучения и выбрать методику для более качественного проведения обучения и подготовки персонала.
В настоящем стандарте изложены общие требования к созданию и внедрению единого подхода к обучению, подготовке и повышению квалификации персонала в области безопасности полетов.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит указания по разработке типового руководства системы управления безопасностью при обучении и подготовке персонала (далее - руководство).
Настоящий стандарт описывает основные положения при обучении и подготовке персонала для выполнения функций в области безопасности полетов (далее - БП).
Объем и содержание такой подготовки определяют соразмерно степени участия персонала в системе управления безопасностью полетов (СУБП).
Цель настоящего стандарта - обеспечить единый подход и определить основные требования, которым должен соответствовать персонал, обеспечивающий управление БП, а также порядок его обучения, подготовки и повышения квалификации.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштабов деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анализ: Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
Примечание - Анализ может также включать в себя определение эффективности.
3.2 безопасность полетов: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.
3.3 организация: Корпорация, холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания авиационного комплекса Российской Федерации.
3.4 показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы при помощи некоторых величин и их значений.
3.5 процесс: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Примечания
1 Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.
2 Процессы в организации, как правило, планируют и осуществляют в управляемых условиях в целях добавления ценности.
3 Процесс, в котором подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно, часто относят к "специальному процессу".
3.6 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Примечания
1 Процедуры могут быть документированными и недокументированными.
2 Если процедура документирована, часто используют термин "письменная процедура" или "документированная процедура".
3.7 риск: Мера количества опасности, измеряемая в форме экспертного значения сочетания двух величин: нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от них.
3.8 система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в области БП.
3.9 система управления безопасностью полетов; СУБП: Системный подход к управлению БП, включая необходимые организационные структуры, распределение ответственности, политику и процедуры.
Примечание - Системный подход означает, что меры по управлению БП будут осуществлены по заранее составленному плану и последовательно применены во всей организации.
3.10 стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливают характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
3.11 фактор опасности: Состояние или предмет, обладающий потенциальной возможностью нанести травмы работникам, причинить ущерб оборудованию или конструкциям, вызвать уничтожение материалов или понизить способность осуществлять предписанную функцию.
3.12 фактор риска: Недостаток компонента (элемента) авиационной системы, порождающий опасность. Фактор риска может скрываться в любом компоненте (элементе) системы, снижая эффективность ее функционирования. Например, факторами риска являются утомление, стресс, недостатки при разработке (производстве, ремонте) авиационной техники, эргономические недостатки воздушных судов, низкая температура воздуха, сдвиг ветра, недостатки методики обучения, неправильные решения и т.д.
4 Общие положения
В основе БП лежат такие факторы, как их высокая организация и обеспечение, надежность авиационной техники и средств управления, а также профессионализм авиационного персонала. Большинство авиационных специалистов ставят профессионализм на первое место.
Организационные меры в области БП не могут быть успешными без развития в организации культуры БП. Это требует соответствующей подготовки персонала и широкой популяризации вопросов БП, которая задает тон в индивидуальном и групповом поведении персонала, заполняет пустоты в области нормативного регулирования, обеспечивает эффективное выполнение процедур и процессов СУБП организации, придавая мерам в области БП осмысленный характер.
5 Определение потребностей в подготовке и обучении
5.1 Общие положения
Организация прилагает максимум усилий для распространения среди персонала всех уровней информации о целях и задачах в области БП, а также о текущем состоянии деятельности и о значимых событиях, связанных с летной годностью и безопасностью полетов авиационной техники.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>