Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 19 июня 2015 г. N 762-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА
ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Air transport. Safety management system of helicopter
activity. Risk management. The standard guide on safety
management system in production of helicopters.
Main provisions
ГОСТ Р 56487-2015
ОКС 03.220.50
Дата введения
1 марта 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 762-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Государство устанавливает порядок действий по выявлению источников опасности и управлению рисками при производстве вертолетной техники.
К ним относятся требования, эксплуатационные правила и политика внедрения системы управления безопасностью на предприятиях, выпускающих вертолетную технику.
Требования, эксплуатационные правила и политику внедрения периодически пересматривают для сохранения своей актуальности и соответствия характеру деятельности организации.
Безопасность необходимо рассматривать как результат управления организационными процессами, цель которых - контроль факторов риска. Она достигается путем уменьшения риска до приемлемого уровня. Приемлемый риск фактически является результатом поиска оптимального баланса между требованиями государства и выгодной для производителя вертолетной техники, соответствием целям и эффективностью затрат.
В настоящем стандарте изложены общие требования к созданию и внедрению системы управления безопасностью при производстве вертолетной техники.
1 Область применения
Настоящий стандарт описывает основные принципы создания и внедрения системы управления безопасностью в корпорациях, холдинговых компаниях (интегрированных структурах) и организациях, производящих вертолетную технику, определяет основные процессы этой системы.
Цель настоящего стандарта - обеспечить единый подход производителей вертолетной техники к созданию и внедрению системы управления безопасностью в организациях для интеграции в единую систему управления безопасностью Авиационного комплекса Российской Федерации.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями, производящими вертолетную технику, в том числе поставляющими комплектующие, изготовляемые субподрядчиками и/или поставщиками, независимо от их юридической формы и масштабов деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ЕН 9110-2011 Система менеджмента качества. Требования к организациям технического обслуживания авиационной техники
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ ISO 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вертолетная техника: Летательные аппараты, двигатели, воздушные винты, компоненты, части, детали и т.д.
3.1.2 безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.
3.1.3 организация: Холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие), производящая вертолетную технику, в том числе комплектующие, изготовляемые субподрядчиками и/или поставщиками.
3.1.4 приемлемость риска: Степень готовности организации к принятию данного риска.
3.1.5 риск: Угроза того, что потенциальное событие или действие в будущем отрицательно повлияет на достижение компанией своих целей и/или реализацию стратегии. При этом само рисковое событие может произойти по разным факторам (причинам), иметь различные последствия и повлиять на разные цели.
3.1.6 уменьшение (смягчение) рисков: Стратегия реагирования на риск, подразумевающая применение мер реагирования для снижения влияния и/или вероятности риска.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
SMS - система управления безопасностью;
SRM - управление рисками для обеспечения безопасности;
SA - система гарантированного обеспечения безопасности;
QMS - система управления качеством.
4 Общие положения
4.1 Структура системы управления безопасностью
Структура SMS при изготовлении вертолетной техники должна содержать стратегию и цели в области обеспечения безопасности, описывать в общих чертах ожидаемые результаты, достигаемые в элементах, которые, в свою очередь, представляют основы для функциональных SMS, то есть как для SRM и SA:
- стратегия в области обеспечения безопасности;
- обязательства по управлению безопасностью и ответственность за обеспечение безопасности;
- ключевой персонал в области обеспечения безопасности;
- готовность при возникновении аварийных ситуаций и реакция на них;
- документация и регистрационные записи в SMS.
4.2 Управление рисками для обеспечения безопасности
Управление рисками для обеспечения безопасности представляет собой систему идентификации, анализа опасностей и управления рисками, которую используют для оценки систем на уровнях как организации, так и на уровнях ее продукции. Элементы структуры управления рисками для обеспечения безопасности, существенные для управления рисками на допустимых уровнях, и связанные с ними подэлементы представлены ниже:
а) идентификация и анализ опасностей;
б) оценка и контроль рисков.
4.3 Гарантированное обеспечение безопасности
4.3.1 Непосредственно после идентификации и применения средств управления рисками для обеспечения безопасности, организация должна обеспечить, чтобы средства управления, разработанные и реализованные в рамках SRM, продолжали использовать в соответствии с их назначением, а также следить за тем, чтобы данные средства оставались эффективными несмотря на изменения условий окружающей среды. Для достижения этой цели предусмотрены функция гарантированного обеспечения безопасности, основанная на использовании концепций системы обеспечения безопасности, и управления качеством, а также связанные с ними элементы (составляющие). Структурные элементы системы гарантированного обеспечения безопасности и соответствующие подэлементы (их составляющие), предназначенные для обеспечения безопасности, представлены ниже.
4.3.2 Мониторинг и измерение характеристики безопасности включают в себя следующие составные части:
а) непрерывный мониторинг;
1) внутренний аудит,
2) внутренняя оценка,
3) расследование,
4) система отчетности работников и обратной связи с ними,
5) анализ данных,
6) оценка системы;
б) управление изменениями.
4.4 Продвижение обеспечения безопасности
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>