Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 24 июля 2015 г. N 968-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ КОСМИЧЕСКИЕ
ПРОГРАММА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Space systems and complexes. Programme of operation
safety assurance. General requirements
ГОСТ Р 56523-2015
ОКС 49.140
Дата введения
1 января 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 321 "Ракетно-космическая техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июля 2015 г. N 968-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2016 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на космические системы (комплексы) и их составные части (далее - изделия) и устанавливает общие требования к содержанию, порядку разработки, согласованию, утверждению, контролю выполнения, изменению программ обеспечения безопасности эксплуатации космических систем (комплексов) и их изделий.
Положения настоящего стандарта подлежат применению всеми организациями Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, юридическими и физическими лицами, участвующими в создании, модернизации, доработке космических систем (комплексов) и их изделий различного назначения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.001-93 Единая система конструкторской документации. Общие положения
ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.119-73 Единая система конструкторской документации. Эскизный проект
ГОСТ 2.120-73 Единая система конструкторской документации. Технический проект
ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий
ГОСТ 2.201-80 Единая система конструкторской документации. Обозначения изделий и конструкторских документов
ГОСТ 2.501-88 Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения
ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
ГОСТ 2.711-82 Единая система конструкторской документации. Схема деления изделия на составные части
ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 21964-76 Внешние воздействующие факторы. Номенклатура и характеристики
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
космическая система (КС): Совокупность одного или несколько космических комплексов и специальных комплексов, предназначенных для решения целевых задач. [ГОСТ Р 53802-2010, статья 1]
3.2 космический комплекс (комплекс): Совокупность составных частей и входящих в их состав систем, агрегатов, приборов, обеспечивающих функционирование и выполнение задач в соответствии с тактико-техническим заданием (техническим заданием) на комплекс.
Примечания
1 В качестве составной части комплекса могут быть: ракета, ракета-носитель, разгонный блок (блок выведения), космический аппарат, головная часть, орбитальный самолет, пусковая установка, стартовый комплекс, технический комплекс, система дистанционного управления и контроля, средства наземного автоматизированного комплекса управления, наземного комплекса управления, наземного специального комплекса, полигонного измерительного комплекса, измерительного комплекса космодрома, корабельного командно-измерительного комплекса и поисково-спасательного комплекса для данного комплекса, командный пункт, автоматизированная система охраны, технологическое оборудование технической позиции, комплекс наземного технологического оборудования, система электроснабжения объектов, автономные технические системы объектов, учебно-тренировочные средства, специализированные средства подготовки космонавтов в объеме согласованных тактико-технических заданий на пилотируемые космические комплексы и т.п.
2 В качестве системы могут быть: двигательная установка, бортовая система управления, бортовая система энергоснабжения и т.п., которые входят в состав комплекса и (или) его составных частей.
3 В качестве агрегата (прибора) комплекса могут быть: двигатель, автомат стабилизации, рулевая машинка и т.п., которые входят в состав составных частей и (или) систем.
3.3
специальный комплекс космической системы СпКС: Совокупность взаимосвязанных технических средств или аппаратуры приема и передачи информации с программным обеспечением, сооружений, предназначенных для приема специальной информации космических аппаратов, ее регистрации, обработки, хранения и представления потребителям. [ГОСТ Р 53802-2010, статья 46]
3.4 изделие комплекса: Составная часть комплекса, система, аппаратура, агрегат, прибор, блок, узел, электрорадиоизделие, комплектующее изделие (включая комплектующее изделие межотраслевого применения), программное изделие (продукт), бортинструмент, автоматизированная система управления всех видов, входящие в состав комплекса или любой его составной части.
3.5 составная часть изделия: Совокупность элементов изделия, выполняющая определенные технические функции и имеющая свой индекс (шифр), формуляр (паспорт).
3.6 безопасность эксплуатации космической системы (комплекса): Состояние системы эксплуатации космической системы (комплекса), при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан (в том числе обслуживающему персоналу), имуществу физических и юридических лиц (в том числе государственному или муниципальному имуществу), окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
3.7
система эксплуатации: Совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации. [ГОСТ 25866-83, статья 4]
3.8
вред (harm): Физический ущерб или урон здоровью, имуществу или окружающей среде. [ГОСТ Р 51901.1-2002, пункт 2.1]
3.9 риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
3.10
допустимый риск: Риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях. [ГОСТ Р 51898-2002, пункт 3.7]
3.11 опасность: Источник потенциального вреда или ситуация с потенциальной возможностью причинения вреда.
3.12 опасное состояние (опасная ситуация): Состояние, возникающее в результате развития нештатной, аварийной ситуации или аварии и характеризующееся воздействием опасных и/или вредных факторов, созданием угрозы жизни и здоровью обслуживающего персонала, целостности объекта эксплуатации и сопрягаемым с ним объектам, а также иному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
3.13 критерий опасного состояния: Признак (или совокупность признаков) опасного состояния объекта эксплуатации, установленный (установленные) нормативно-технической и/или конструкторской (проектной) документацией.
Примечание - В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же объекта могут быть установлены два и более критериев опасного состояния.
3.14 опасный фактор: Фактор, воздействие которого может привести к травме или другому резкому ухудшению здоровья обслуживающего персонала или вызвать повреждение изделия, сопрягаемых объектов, ухудшить состояние окружающей природной среды.
3.15 вредный фактор: Фактор, воздействие которого может привести к заболеванию или снижению работоспособности обслуживающего персонала, вызвать снижение эксплуатационных характеристик изделия и сопрягаемых объектов или оказать прямое или косвенное вредное влияние на окружающую природную среду.
3.16 нештатная ситуация: Состояние системы эксплуатации, характеризующееся любым отклонением от заданной (штатной) программы эксплуатации космического комплекса, его составных частей, вызванное ошибками и несанкционированными действиями обслуживающего персонала (членов экипажа), повреждениями и отказами техники, отклонениями параметров внешней среды от расчетных значений, потенциально способное привести к возникновению опасности.
3.17 последствия отказа: Вероятный (наблюдаемый) ущерб от отказа составной части и/или объекта эксплуатации в целом.
3.18 тяжесть последствий отказа: Качественная или количественная оценка вероятного (наблюдаемого) ущерба от отказа составной части и/или объекта эксплуатации.
3.19 критический отказ: Отказ объекта эксплуатации или его составной части, тяжесть последствий которого в пределах данного анализа признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению вероятности данного отказа и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением, а также увеличению
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>