RuNormy.RU
Untitled Page
RuNormy.RU
Untitled Page
"ГОСТ Р 55237.3-2015/ISO/TS 14198:2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Задачи калибровки для методов оценки уровня внимания водителя"
Скачать текст бесплатно в формате MS Word
Поделитесь данным материалом с друзьями:

Скачать
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 6 октября 2015 г. N 1472-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ЗАДАЧИ КАЛИБРОВКИ ДЛЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ
УРОВНЯ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЯ

Ergonomics of vehicles. Ergonomic aspects of transport
information and control systems. Calibration tasks
for methods which assess driver demand

(ISO/TS 14198:2012, IDT)

ГОСТ Р 55237.3-2015/ISO/TS 14198:2012

ОКС 13.180
43.040.15

Дата введения
1 декабря 2016 года

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2015 г. N 1472-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 14198:2012 "Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Задачи калибровки для методов оценки уровня внимания водителя при управлении транспортным средством" (ISO/TS 14198:2012 "Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Calibration tasks for methods which assess driver demand due to the use of in-vehicle systems", IDT).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Количество стандартизированных методов оценки требуемого уровня внимания водителя при использовании информационных и коммуникационных устройств транспортного средства продолжает увеличиваться. При использовании этих методов важно понимать и документировать изменчивость результативности участников при выполнении стандартных методов и процедур задач калибровки в различных лабораториях и/или в разное время.
Подходящая задача калибровки должна обладать следующими свойствами:
- она должна быть устойчива к изменчивости культурного фона участников;
- при правильном применении задача должна давать повторяемые количественные результаты. Она должна быть чувствительна к неподходящим вариациям участников, оборудования, местоположения, экспериментаторов и инструкции;
- она должна использовать надежное и легкодоступное оборудование для выполнения задачи;
- она должна быть применима к совокупности водителей и выполнима при моделировании управления транспортным средством.
Стандартная задача калибровки может быть использована для создания диапазона статистически устойчивых, повторяемых и сопоставимых требований дополнительной задачи для участника в условиях эксперимента. Эти требования могут быть использованы для оценки воздействия требуемого уровня внимания водителя на результативность управления транспортным средством и взаимодействие водителя с информационной, развлекательной, управляющей или коммуникационной системой во время движения транспортного средства.
В настоящем стандарте установлены различные задачи калибровки, охватывающие мануальные и визуальные аспекты различных характеристик дополнительных задач.

1 Область применения

В настоящем стандарте установлен набор процедур, которые могут быть использованы в качестве дополнительной задачи (при выполнении двух задач) для определения стандартизованности и пригодности условий оценки требуемого уровня внимания водителя при использовании различных систем транспортного средства. В стандарте не определены процедуры калибровки для других действий, которые может предпринимать лаборатория.
В настоящем стандарте приведены рекомендации по выбору задачи калибровки для конкретной процедуры оценки требуемого уровня внимания водителя, использующей условия основной моделируемой задачи и процедур, которые определены за пределами настоящего стандарта.
Описание задачи калибровки включает в себя ее применение, условия эксперимента, сбор данных и процедуры анализа результатов.
В настоящем стандарте не определен эталонный критерий пригодности дополнительной задачи для использования при управлении транспортным средством. Несмотря на то, что определенные наборы параметров задачи калибровки могут быть использованы в качестве критерия ее пригодности/непригодности, в настоящем стандарте не установлен такой критерий для заданных уровней внимания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 15008 Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы их проверки (ISO 15008, Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Specifications and test procedures for in-vehicle visual presentation)
ИСО 26022 Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Испытание смены полосы движения для оценки требований дополнительной задачи в транспортном средстве (ISO 26022, Road vehicles - Ergonomic aspects of transport information and control systems - Simulated lane change test to assess in-vehicle secondary task demand)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 задача калибровки (calibration task): Вид задачи сопоставления с образцом, используемый для сравнения различных испытаний или результатов испытаний, проведенных в разных местах, или в одном месте в течение определенного времени.
3.2 критерий (criterion): Значение или порог значений переменной, которое должно быть достигнуто.
3.3 требования (demand): Общие визуальные, звуковые, когнитивные или физические ресурсы, необходимые для выполнения задачи по управлению транспортным средством и взаимодействия с информационно-управляющей системой транспортного средства в условиях наличия двух задач.
3.4 сдвоенная задача (dual task): Две конкурирующих задачи (требующие выполнения), обычно задача управления транспортным средством (основная задача) и дополнительная задача.
3.5 среда (environment): Физическая среда, в которой происходит запись и сбор данных, а также уровень контроля независимых переменных в исследовании.
Пример - Лаборатория, тренажер, испытательная дорога, реальная дорога.
3.6 анализ, оценка (evaluation): Процедура определения влияния информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУС ТС) или другого устройства.
Примечание 1 - Анализ может быть проведен после того, как ИУС ТС была в использовании достаточное время в качестве рыночного продукта.
Примечание 2 - Результаты анализа зависят от интерфейса "человек-машина", а также от надежности оборудования и изменения поведения водителя, которые могут влиять на результативность управления транспортным средством.

3.7 метод (method): Высокоуровневый подход к оценке, основанный на теории и принципах, подразумевающих логическое обоснование при выборе способов оценки.
Пример - Анализ поведения, оценка рабочей нагрузки, анализ психофизиологических реакций.
3.8 показатель (metric): Количественная мера поведения водителя, не зависящая от инструмента, используемого для измерений.
Пример - Продолжительность взгляда, скорость движения автомобиля.
3.9 результативность (выполнения задачи) (performance): Результат применения участником своих навыков при управлении транспортным средством или выполнении задачи, связанной с использованием ИУС ТС.
3.10 моделируемая задача управления транспортным средством (primary driving-like task): Основная задача в условиях наличия двух задач, которая моделирует или аппроксимирует задачу управления транспортным средством.
Примечание - Одним из примеров является задача смены полосы движения в ИСО 26022.

3.11 (основная) задача управления транспортным средством (primary driving task): Действия, которые водитель должен выполнить при управлении транспортным средством, включая навигацию, следование по маршруту, маневрирование, уклонение от препятствий и контроль скорости, которые участник может выполнить в процессе испытаний (моделирования управления транспортным средством).
3.12 дополнительная задача (secondary task): Задача, не связанная с управлением транспортным средством, выполняемая одновременно с основной задачей.
Примечание - В настоящем стандарте такой задачей является задача калибровки.

3.13 требования дополнительной задачи (secondary task demand): Набор визуальных, звуковых, когнитивных, моторных и речевых ресурсов, необходимых для выполнения водителем задачи, не связанной с управлением транспортным средством.
3.14 определяемый системой темп выполнения дополнительной задачи (system paced secondary task): Деятельность, в которой переход от текущего состояния к следующему состоянию при взаимодействии пользователя и системы инициирует система.
Примечание - Темп выполнения задачи может быть фиксированным или переменным.

3.15 целевая линия (target bar): Движущаяся линия на дисплее критической задачи управления, указывающая на ошибку выполнения задачи.
3.16 задача (task): Действия, необходимые для достижения установленной и измеримой цели с использованием предписанного метода.
3.17 определяемый пользователем темп выполнения дополнительной задачи (user paced secondary task): Деятельность, в которой переход от текущего состояния к следующему состоянию при взаимодействии пользователя и системы инициирует пользователь.

4 Обозначения
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>
Нормы из информационного банка "Строительство":
Пожарные нормы:
ГОСТы:
Счетчики:
Политика конфиденциальности
Copyright 2020 - 2022 гг. RuNormy.RU. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!