Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 8 октября 2015 г. N 1503-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА
ЧАСТЬ 910
ОСНОВЫ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Ergonomics of human-system interaction. Part 910. Framework
for tactile and haptic interaction
(ISO 9241-910:2011, IDT)
ГОСТ Р ИСО 9241-910-2015
ОКС 13.180
35.180
Дата введения
1 декабря 2016 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2015 г. N 1503-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9241-910:2011 "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 910. Основы тактильных и осязательных взаимодействий" (ISO 9241-910:2011 "Ergonomics of human-system interaction - Part 910: Framework for tactile and haptic interaction").
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Тактильные и осязательные взаимодействия становятся все более важными в условиях работы с компьютерными системами, такими как специализированные вычислительные среды (например, виртуальное моделирование) и вспомогательные технологии.
В различных исследованиях по данной тематике используется широкое разнообразие терминов, взглядов, программных и аппаратных объектов и взаимодействий. Это разнообразие может привести к серьезным трудностям в области эргономики, как для разработчиков, так и пользователей, применяющих тактильные/осязательные взаимодействия.
В настоящем стандарте представлен общий набор терминов, определений и описаний для различных понятий, связанных с проектированием и использованием тактильных/осязательных взаимодействий. Стандарт содержит основные рекомендации (в том числе ссылки на соответствующие стандарты) для разработки систем с применением тактильных/осязательных взаимодействий. Он также содержит обзор приложений, объектов, свойств и взаимодействий, основанных на тактильных/осязательных ощущениях.
1 Область применения
Настоящий стандарт обеспечивает основу для понимания тактильных/осязательных взаимодействий и взаимосвязи их различных аспектов. В нем определены термины, описаны структуры и модели, и даны пояснения, касающиеся других частей серии стандартов ИСО 9241-900. В нем также даны рекомендации по применению различных форм взаимодействия для различных задач пользователей.
Стандарт применим для всех типов интерактивных систем, предусматривающих использование тактильных/осязательных устройств и взаимодействий.
В стандарте в полной мере не рассмотрены вопросы кинестетических взаимодействий, например, не рассмотрены жесты. Однако стандарт может быть полезным для понимания таких взаимодействий.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 осязание (haptics): Сенсорная и/или моторная (двигательная) активность, вызываемая раздражением рецепторов кожи, мышц, суставов и сухожилий.
Примечание - Осязание включает в себя кинестетику и ощущение прикосновения.
2.2 осязательный (haptic): Имеющий отношение к осязанию.
Примечание - Несмотря на то, что в большей части определений не делают различий между понятиями "осязательный" и "тактильный", исследователи и разработчики в области осязания используют термин "тактильный" только для обозначения осязательных ощущений, вызванных механическим воздействием на кожу. В стандартах серии ИСО 9241 термин "осязательный" охватывает все ощущения прикосновения, а термин "тактильный" используют в более узком значении. Кроме того, оба термина могут быть использованы вместе для упрощения поиска.
2.3 ощущение прикосновения (touch): Ощущение, вызываемое раздражением рецепторов кожи.
Примечание - Кожные рецепторы служат для восприятия прикосновений.
2.4 кожный (cutaneous): Имеющий отношение к коже.
Примечание - Кожные рецепторы реагируют на механические воздействия и изменения температуры.
2.5 тактильный (tactile): Имеющий отношение к ощущению прикосновения.
2.6 вибротактильное (воздействие) (vibrotactile): Воздействие на кожу, вызванное вибрацией.
Пример - В мобильном телефоне использовано вибротактильное воздействие (вибросигнал) для оповещения пользователя.
2.7 кинестетика (kinaesthesis): Сенсорная и моторная (двигательная) активность, вызываемая раздражением рецепторов (проприоцепторов <1>) мышц, суставов и сухожилий.
--------------------------------
<1> Проприоцепция, проприоцепторное восприятие - восприятие относительного положения смежных частей тела и величины усилий, используемых для передвижения. Противоположность экстеро- и интероцепции.
Примечание 1 - Кинестетика является двунаправленной и включает как восприятие воздействия, так и реакцию на него.
Примечание 2 - Рецепторы в мышцах, суставах и сухожилиях являются основой для формирования кинестетического восприятия.
Примечание 3 - Двигательная активность осуществляется посредством мышц, сухожилий и суставов.
2.8 кинестетический (kinaesthesis): Имеющий отношение к кинестетике.
Примечание 1 - В зависимости от положения, перемещения и сгибания суставов и при напряжении/расслаблении мышц возникают различные виды кинестетических ощущений.
Примечание 2 - Под видами кинестетических действий понимают перемещение, применение силы, поворот (вращение), а также сохранение определенного положения, перемещение и сгибание суставов.
Примечание 3 - Термин проприоцепция означает ощущение положения собственного тела и движения. Этот термин часто используют вместо термина "кинестетика", хотя последний больше относится к движению. Например, чувство равновесия в большей мере относится к проприоцепции <1>, нежели к кинестетике.
--------------------------------
<1> Проприоцепция, проприоцепторное восприятие - восприятие относительного положения смежных частей тела и величины усилий, используемых для передвижения. Противоположность экстеро- и интероцепции.
2.9 обратная связь по усилию (force feedback): Ответная реакция (устройства) на какое-либо действие или событие в виде силы, воздействующей на пользователя и воспринимаемой им.
Примечание - Несмотря на то, что в данном термине использовано словосочетание "обратная связь", это не обязательно предполагает наличие обратной связи.
2.10 иллюзия восприятия (perceptual illusion): Восприятие, не соответствующее физическим параметрам источника воздействия (раздражения).
2.11 сенсорная адаптация (sensory adaptation): Изменение во времени восприимчивости сенсорной системы к воздействию постоянного раздражителя.
2.12 (тактильная/осязательная) пространственная маскировка ((tactile/haptic) spatial masking): Эффект ухудшения восприятия цели, который возникает, когда отвлекающий раздражитель расположен в непосредственной пространственной близости от целевого раздражителя.
2.13 (тактильная/осязательная) маскировка ((tactile/haptic) temporal masking): Эффект ухудшения восприятия цели, который возникает, когда отвлекающий раздражитель появляется непосредственно до или сразу после целевого раздражителя.
2.14 тактильный/осязательный объект (tactile/haptic object): Компонент интерактивной системы, с которым пользователь может взаимодействовать с помощью осязания.
2.15 (тактильный/осязательный) элемент пользовательского интерфейса ((tactile/haptic) user interface element): Часть интерфейса пользователя, представленная в тактильной/осязательной форме.
2.16 (тактильная/осязательная) элементарная задача ((tactile/haptic) task primitive): Базовое действие пользователя, используемое для выполнения задач, для которых предназначено устройство.
2.17 тактильная метка (tactile label): Метка элемента пользовательского интерфейса, представленная в тактильной/осязательной модальности.
2.18 осязательная карта (tactile map): Карта, представленная в тактильной/осязательной модальности с возможностью ввода.
Примечание 1 - Возможность ввода включает в себя касание пальцем, прекращение касания или перемещение по карте для указания и выбора положения.
Примечание 2 - Осязательные карты часто используют, чтобы помочь слепым людям ориентироваться.
2.19 жесткость, твердость, эластичность (stiffness, hardness, elasticity): Свойства виртуального объекта, определяемые посредством осязательного отклика на взаимодействие с ним с силой перпендикулярной поверхности этого объекта.
Примечание 1 - Когда речь идет о негибком материале под "жесткостью" зачастую понимают "твердость".
Примечание 2 - Когда речь идет о мягком материале под "жесткостью" зачастую понимают "эластичность".
Примечание 3 - "Максимальная жесткость" является высшей эквивалентной жесткостью виртуальной поверхности, которая может быть передана устройством в стабильном состоянии.
2.20 толчок (burst): Преднамеренно короткое тактильное/осязательное воздействие.
Примечание - Продолжительность толчка, как правило, составляет от 10 мс до 1 с.
2.21 зонд (probe): Объект в виртуальном (моделируемом) пространстве, управляемый тактильным/осязательным устройством.
2.22 пространственное разрешение (spatial resolution): Минимальное изменение физического воздействия пользователя, которое может быть воспринято
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>