Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 12 августа 2015 г. N 1139-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОРТНОСТИ НА БОГАТОЙ СМЕСИ
Aviation gasolines. Method for determination
of performance number by rich mixture
ГОСТ 3338-2015
МКС 75.160.20
Дата введения
1 января 2017 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 марта 2015 г. N 76-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан KZ Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
Украина UA Минэкономразвития Украины
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 августа 2015 г. N 1139-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 3338-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 3338-68
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод определения сортности на богатой смеси от 90 до 160 единиц, характеризующей детонационную стойкость авиационных бензинов и их компонентов (далее - топлив).
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 1770-74 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия
ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ ISO 3696-2013 Вода для лабораторного анализа. Технические требования и методы контроля
ГОСТ 5789-78 Реактивы. Толуол. Технические условия
ГОСТ 5955-75 Реактивы. Бензол. Технические условия
ГОСТ 8505-80 Нефрас-С 50/170. Технические условия
ГОСТ 9572-93 Бензол нефтяной. Технические условия
ГОСТ 12433-83 Изооктаны эталонные. Технические условия
ГОСТ 21743-76 Масла авиационные. Технические условия
ГОСТ 25828-83 Гептан нормальный эталонный. Технические условия
ГОСТ 29252-91 (ИСО 385-2-80) Посуда лабораторная стеклянная. Бюретки. Часть 2. Бюретки без установленного времени ожидания
ГОСТ 31873-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 детонация в двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием: Аномальное сгорание, часто приводящее к слышимому стуку.
3.2 интенсивность детонации: Показатель уровня детонации.
3.3 октановое число: Показатель детонационной стойкости топлива, используемого в двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием, полученный путем сравнения интенсивности детонации испытуемого топлива с эталонными топливами при стандартизованных условиях испытания.
3.4 установленное эталонное значение материалов: Значение, служащее по согласованию в качестве эталонного, которое может быть установлено теоретически или на основе научных положений или определено, согласовано или сертифицировано на основе экспериментальных работ национальной или международной организаций, или в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству научных или инженерных групп.
3.5 эталонные топлива: Составленные по объему смеси изооктана, н-гептана или смеси изооктана с присадкой на основе тетраэтилсвинца, по которым составлена шкала октановых чисел.
3.6 октановое число по моторному методу: Показатель детонационной стойкости топлив, используемых в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием, полученный путем сравнения интенсивности детонации испытуемого топлива с интенсивностью детонации первичной эталонной топливной смеси на стандартизованном испытательном двигателе без наддува при стандартных условиях испытания.
3.7 эталонные топлива с октановым числом не выше 100: Смеси изооктана с н-гептаном, в которых объемный процент изооктана определяет октановое число смеси, причем изооктану присвоено октановое число 100, а н-гептану присвоено октановое число, равное нулю.
3.8 эталонные топлива с октановым числом выше 100: Смеси изооктана с присадкой на основе тетраэтилсвинца, имеющие октановые число выше 100 в соответствии с экспериментально подобранным соотношением.
3.9 контрольные топлива: Составленные по объему смеси индивидуальных компонентов (толуола, н-гептана, изооктана), имеющие установленное эталонное значение октанового числа (номинальное) с заданными допусками, определенными по результатам круговых испытаний в условиях воспроизводимости, и используемые как топлива для оценки пригодности двигателя к испытаниям.
3.10 стандартная начальная интенсивность детонации: Детонация в двигателе с наддувом, соответствующая слабому, минимально слышимому, но явно различаемому детонационному стуку, который оператор в состоянии многократно и безошибочно определить на слух.
3.11 среднее индикаторное давление: Показатель мощности, определяемый при работе двигателя с наддувом при стандартной интенсивности детонации и соотношении массы топлива к массе воздуха, расходуемых двигателем в единицу времени, составляющем 0,112.
3.12 сортность на богатой смеси: Показатель детонационной стойкости топлива, равный сортности эталонного топлива, имеющего одинаковое с испытуемым топливом среднее индикаторное давление в условиях испытания.
Примечание - Сортность топлива на богатой смеси характеризует мощность двигателя с наддувом в процентах при работе на испытуемом топливе по сравнению с мощностью двигателя, полученной на эталонном изооктане, сортность которого принимают за 100 единиц.
3.13 детонационные характеристики: Графические зависимости, построенные по ряду значений средних индикаторных давлений, соответствующих работе двигателя с наддувом на разных составах смеси при стандартной интенсивности детонации.
3.14 работа с зажиганием: Работа двигателя с подачей топлива и включенным зажиганием.
3.15 прокрутка: Режим работы установки с двигателем без подачи топлива и при выключенном зажигании.
4. Сущность метода
Сортность топлива на богатой смеси определяют путем сравнения значений мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, полученных при работе на испытуемом и эталонных топливах при стандартных рабочих условиях. Изменяя расход топлива и давление воздуха во впускном коллекторе, регистрируют среднее индикаторное давление, полученное для разных соотношений показателей скорости массового расхода "топливо/воздух" при работе двигателя на испытуемом и эталонных топливах, и проводят сравнение их детонационных характеристик.
5. Назначение и применение
5.1 Метод используют в стандартах на авиационные бензины и их компоненты, имеющие сортность от 90 до 160 единиц.
5.2 Нефтеперерабатывающие предприятия и поставщики нефтепродуктов могут использовать настоящий метод определения сортности на богатой смеси в качестве основного метода для обеспечения соответствия антидетонационных свойств топлива и параметров двигателя.
5.3 Изготовители авиационных двигателей и самолетов могут использовать настоящий метод определения сортности на богатой смеси в качестве метода определения технических характеристик, связанных с соответствием топлив и двигателей.
6. Факторы, мешающие проведению определения
6.1 Меры предосторожности
Следует избегать воздействия прямых солнечных лучей или УФ-излучения от флуоресцентной лампы на испытуемое топливо для минимизации химических реакций, которые могут повлиять на определение сортности на богатой смеси испытуемого топлива.
6.2 Воздействие (даже кратковременное) на испытуемое топливо УФ-излучения с длиной волны менее 550 нм может повлиять на определение сортности на
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>