Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 28 октября 2015 г. N 2174-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
ЧАСТЬ 11
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ МАНЕКЕНЫ
Wheelchairs. Part 11. Testdummies
(ISO 7176-11:2012, IDT)
ГОСТ Р ИСО 7176-11-2015
Группа Р23
ОКС 11.180.10
Дата введения
1 января 2017 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов "Центр гуманитарных программ" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2174-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-11:2012 "Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены" (ISO 7176-11:2012 "Wheelchairs - Part 11: Test dummies, IDT").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-11-96
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Предисловие
Международная организация по стандартизации ИСО является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый член организации, заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право участвовать в работе этого комитета. В работе принимают участие международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.
Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Руководства ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей технического комитета является подготовка международного стандарта. Проекты международных стандартов, одобренные техническим комитетом, направляют на согласование членам этого комитета. Для публикации международных стандартов требуется оформление одобрения не менее 75% проголосовавших членов комитета.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте элементов, имеющих патентные права. ИСО не несет ответственности за патентную чистоту.
Международный стандарт ИСО 7176-9 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Средства помощи для лиц с ограничениями жизнедеятельности", подкомитетом ПК 1 "Кресла-коляски".
ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим заголовком "Кресла-коляски":
- часть 1: Определение статической устойчивости;
- часть 2: Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;
- часть 3: Определение эффективности действия тормозной системы;
- часть 4: Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров в зависимости от расхода энергии;
- часть 5: Определение размеров, массы и площади маневрирования;
- часть 6: Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;
- часть 7: Измерение размеров сиденья и колеса;
- часть 8: Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;
- часть 9: Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;
- часть 10: Определение способности преодоления препятствий при подъеме креслами-колясками с электроприводом;
- часть 11: Испытательные манекены;
- часть 13: Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности;
- часть 14: Источники питания и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;
- часть 15: Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;
- часть 16: Стойкость к возгоранию устройств, поддерживающих положение тела. Требования и методы испытаний;
- часть 19: Колесные передвижные средства, используемые в автомобилях в качестве сиденья;
- часть 21: Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров с зарядными устройствами;
- часть 22: Правила установки;
- часть 23: Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестничных ступеней, управляемых с сопровождающим лицом;
- часть 24: Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестничных ступеней, управляемых пользователем;
- часть 25: Аккумуляторные батареи и зарядные устройства для питания кресел-колясок;
- часть 26: Словарь;
- часть 28: Требования и методы испытаний для устройств преодоления лестниц.
Технический доклад (ISO/TR 13570-1) также доступен. В нем дано упрощенное объяснение частей ИСО 7176.
Введение
При испытании кресел-колясок часто необходимо моделировать человека-пользователя (испытателя). Испытательные манекены, разработанные для проведения испытаний аварийных столкновений автомобилей, используются, где это приемлемо для выполнения данной цели, но они дорогостоящие. Существует необходимость альтернативных решений, приемлемых по стоимости. Первое издание ИСО 7176-11, опубликованное в 1992 году, определяло набор испытательных манекенов, которые подходили для большинства испытаний кресел-колясок. Конструкции были предназначены, чтобы предоставить соответствующую общую массу нагрузки, чтобы аппроксимировать распределения массы испытателя, чтобы избегать непредставительные повреждения кресла-коляски, чтобы быть долговечными и быть недорогими в производстве.
Опыт использования первого издания ИСО 7176-11 и связанные с ним спецификации испытательных манекенов показал, что испытательные манекены не всегда обеспечивали повторяемость результатов, особенно при испытаниях статической и динамической устойчивости. Были определены некоторые области для улучшения, а именно: расширить диапазон масс, позволить делать испытательный манекен произвольной массы, дать возможность контролировать размещение общего центра массы и регулировать положение общего центра массы. Это второе издание ИСО 7176-11 намеревается предоставить эти улучшения.
Способность измерять и регулировать размещение общего центра массы устраняет необходимость определения многих аспектов конструкции испытательных манекенов. Это также позволяет осуществлять изменение массы испытательного манекена, когда необходимо.
Формула, предоставленная в настоящем стандарте для определения размещения общего центра массы базируется на данных и исследованиях, имеющихся на данный момент времени. Ожидается, что диапазон масс и распределение массы пользователей кресла-коляски будут изменяться со временем. Ревизии могут быть сделаны настоящего стандарта для отражения таких изменений, когда данные станут доступными.
1. Область применения
Настоящий стандарт определяет требования к испытательным манекенам массой, более или равной 25 кг, для использования их при оценке кресел-колясок. Настоящий стандарт предоставляет формулу, которая определяет размещение общего центра массы испытательных манекенов, массы сегментов, которые составляют испытательные манекены, и размещение шарниров, которые объединяют сегменты. Она также определяет характеристики нагрузочных прокладок, которые поддерживают сегменты.
Определенное размещение центра массы приблизительно аналогично размещению человека соответствующей массы, при сидении в кресле-коляске, и также для масс до 100 кг, в стоячем положении в кресле-коляске для стоящих. Настоящий стандарт не пытается представить распределение массы человека с атрофией ног или ампутированными ногами. Эта часть ИСО 7176 предназначена, чтобы позволить сделать конструкции испытательных манекенов, которые должны предоставить сравнительные результаты испытаний на устойчивость, работоспособность и долговечность кресел-колясок с ручным управлением и кресел-колясок с электроприводом, включая скутера.
Настоящий стандарт также включает справочные таблицы для массы и размещения центра массы, которые вытекают из формулы, соответствующей примеру массам испытательных манекенов до 300 кг с приращениями, равными 25 кг.
2. Нормативные ссылки
Следующие исходные документы необходимы для применения этого документа:
Для датированных ссылок применяется только упомянутый выпуск. Для недатированных ссылок, применяется последний выпуск ссылочного документа (включая любые изменения).
ИСО 7176-26, Кресла-коляски - Часть 26: Словарь
3. Термины и определения
Для целей этого документа применяются термины и определения, данные в ИСО 7176-26 и следующие.
3.1 переднее расположение (forward location): Расстояние по направлению вперед от базовой плоскости опоры спины, измеренное перпендикулярно к ней.
Примечание - Для целей этого документа базовая плоскость опоры спины эквивалентна передней поверхности опоры спины испытательного приспособления, когда испытательный манекен помещается в испытательное приспособление (см. 5.1).
3.2 высота (height): Расстояние по направлению вверх от базовой плоскости сиденья, измеренное перпендикулярно к ней.
Примечание - Для целей этого документа базовая плоскость сиденья эквивалентна верхней поверхности сиденья испытательного приспособления, когда испытательный манекен помещается в испытательное приспособление (см. 5.1).
3.3 нагрузочная прокладка (loading pad): Компонент, состоящий из нагрузочной пластины и пенопластной проставки, предназначенный для передачи нагрузки
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>