Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 28 декабря 2015 г. N 2234-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Health informatics. Interoperability of telelearning systems
(ISO/TS 16058:2004, Health informatics -
Interoperability of telelearning systems, IDT)
ГОСТ Р 56846-2015/ISO/TS 16058:2004
Группа П85
ОКС 35.240.80
Дата введения
1 ноября 2016 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации" (ЦНИИОИЗ Минздрава) и Федеральным бюджетным учреждением "Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации "Фирма "ИНТЕРСТАНДАРТ" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 468 "Информатизация здоровья" при ЦНИИОИЗ Минздрава - постоянным представителем ISO ТС 215
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2015 г. N 2234-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 16058:2004 "Информатизация здоровья. Взаимодействие систем дистанционного обучения" (ISO/TS 16058:2004 "Health informatics - Interoperability of telelearning systems", IDT).
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ИСО ТК 215 "Информационные технологии в здравоохранении" Международной организации по стандартизации (ISO).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов и документов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
0.1 Общие положения
Область телемедицины охватывает широкий спектр оказания медицинских услуг, связанных с использованием телекоммуникационных технологий на расстоянии. Одним из направлений, включенных в область телемедицины, является дистанционное обучение, которое занимается вопросами удаленного предоставления образовательных материалов, связанных с медициной. Настоящий стандарт, рассматривающий интероперабельность систем дистанционного обучения, разработан в связи с потребностью преподавателей и учащихся в организации предоставления дистанционных образовательных услуг в области здравоохранения. Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы применяемые технологии для дистанционного обучения в области здравоохранения могли соответствующим образом обеспечить поддержку и предоставление дистанционных образовательных услуг, а также реализовать взаимодействие с различными системами дистанционного обучения, соответствующими настоящему стандарту.
В настоящем стандарте используются специальные слова для обозначения того, является ли тот или иной компонент обязательным, рекомендуемым или необязательным. Использование сформулированных в настоящем стандарте положений соответствует руководящим указаниям в приложении G документа "Директивы ИСО/МЭК. Часть 2. Правила построения и формулирования международных стандартов".
0.2 Определение понятия обучения
Обучение в здравоохранении основано на предоставлении возможностей для непрерывного обучения в области здравоохранения поставщика медицинских услуг и пациентов. Типы обучения включают в себя:
- профессиональное развитие, которое охватывает модернизацию и совершенствование профессиональных навыков и знаний;
- медицинское образование для врачей и других поставщиков медицинских услуг;
- обучение пациентов с целью увеличить способности клиентов к лечению болезней (например, сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз);
- академическую клиническую конференц-связь, при которой материалы эксперта передаются принимающим сторонам для таких целей, как реализация обучающих циклов на местах и непрерывное медицинское образование;
- разборы клинических случаев, узкоспециализированные для клинического отделения, при которых материалы предоставляются представителями отделений и приглашенными участниками;
- междисциплинарное обучение, обучение, ориентированное на пациента или проблему, с командой из представителей разных дисциплин, предоставляющей профессиональные консультации по соответствующим клиническим проблемам и задачам; и
- другое клиническое, техническое, образовательное и административное обучение, такое как обучение по оказанию помощи, курсы усовершенствования в области лечения проблем со спиной, диабетом, обучение общего направления, административные собрания, планирование выписки больных, своевременное обучение и обучение работе с компьютерами региональных сотрудников.
0.3 Определение понятия дистанционного обучения
Дистанционное обучение описывает образовательную ситуацию, при которой инструктор и учащиеся находятся на расстоянии. Дистанционное обучение может быть определено следующим образом: "Дистанционное обучение - это установление соединений между людьми и ресурсами с помощью коммуникационных технологий в образовательных целях" (Б. Коллинз, 1996 г. Телеобучение в цифровом мире, будущее дистанционного обучения).
Общепринятое определение дистанционного обучения также распространяется на ситуации, при которых взаимодействующие инструктор и учащиеся разделены расстоянием и временем. Для целей настоящего стандарта дистанционное обучение описывает ситуации обучения в реальном времени, при которых взаимодействие между инструктором и учащимися происходит без значительных задержек по времени.
0.4 Технология дистанционного обучения
Рисунок 1 - Типичная система дистанционного обучения
На рисунке 1 показаны основные подсистемы стандартной системы дистанционного обучения. Инструктор использует систему для того, чтобы провести презентацию для учащихся, находящихся на удаленных объектах обучения. Системы инструктора и учащихся связаны с глобальной вычислительной сетью (ГВС) для обмена информацией. ГВС может представлять собой сеть с коммутацией каналов, сеть с коммутацией пакетов данных или комбинацию и тех, и других. Она должна обладать достаточной пропускной способностью и предоставлять необходимые услуги по обеспечению межсетевого обмена. Системы дистанционного обучения используют два режима связи:
- интерактивный режим реального времени, который обычно используется в технологии видеоконференции; и
- режим с промежуточной буферизацией, который обычно используется для электронной почты, передачи файлов или в системе передачи мультимедийных сообщений.
Основной компонент дистанционного обучения использует связь в режиме реального времени для передачи цифровой зрительной, звуковой, текстовой и клинической информации между местом отправки и одним или несколькими местами получения. Обычно такая связь осуществляется во время видеоконференций в реальном времени и в технологии обмена документами.
Вспомогательный компонент дистанционного обучения включает в себя использование связей с промежуточной буферизацией для автономной деятельности, такой как планирование, разработка графиков, подготовка, архивирование и оценка сеансов дистанционного обучения.
В настоящем стандарте не рассматривается использование связей с промежуточной буферизацией для предоставления материалов дистанционного обучения, в нем основное внимание уделяется предоставлению интерактивных сеансов дистанционного обучения в реальном времени.
0.5 Последовательность действий в процессе дистанционного обучения
Типичная последовательность действий в процессе дистанционного обучения показана на рисунке 2.
------------¬ -------------¬ ------------¬ -----------¬ --------------¬
¦Определить ¦ ¦ Найти/ ¦ ¦ Утвердить ¦ ¦Оповестить¦ ¦ Заказать ¦
¦потребности+->¦ утвердить +->¦ дату. +->¦ о +->¦рабочие места¦
¦ /темы ¦ ¦ подходящих ¦ ¦Зарегистри-¦ ¦проведении¦ ¦ учащихся ¦
¦образования¦ ¦инструкторов¦ ¦ровать мост¦ ¦ сеанса ¦ ¦ на мосту ¦
L------------ L-----T------- L------------ L----------- L------T-------
¦
¦ ¦
\/ \/
-------------¬ --------------¬
¦ Определить ¦ ¦Предваритель-¦
¦потребности ¦ ¦ный просмотр ¦
¦инструктора ¦ ¦ слайдов ¦
¦ ¦ ¦ инструктора ¦
L-----T------- L------T-------
¦
¦ ¦
\/ \/
------------¬ -------------¬ ------------¬ -----------¬ --------------¬
¦ ¦ ¦ Подключить ¦ ¦ Появление ¦ ¦ Рабочие ¦ ¦Распределение¦
¦Соединение ¦<-+ внешнее ¦<-+инструктора¦<-+ места ¦<-+ учебных ¦
¦ с мостом ¦ ¦оборудование¦ ¦ на месте ¦ ¦ подтвер- ¦ ¦ материалов ¦
¦ ¦ ¦инструктора ¦ ¦инструктора¦ ¦ ждены ¦ ¦ ¦
L-----T------ L------------- L------------ L----------- L--------------
¦
\/
------------¬ -------------¬ ------------¬ -----------¬ --------------¬
¦ ¦ ¦ Предвари- ¦ ¦ Предвари- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ тельная ¦ ¦ тельная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Соединение ¦ ¦ настройка ¦ ¦ настройка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>