Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 3 декабря 2015 г. N 2105-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
ТАМОЖЕННАЯ ЗАЩИТА
Intellectual property. Customs protection
ГОСТ Р 56826-2015
ОКС 03.140
Дата введения
1 июня 2016 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2015 г. N 2105-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Регулирование отношений в области таможенной защиты интеллектуальной собственности носит сложный и многоуровневый характер. В условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) сформировалась многоуровневая система таможенной защиты интеллектуальной собственности.
На международном уровне эти отношения регулируются нормами конвенций и соглашений, где одним из основных является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС), где разработаны нормы, принципы, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности, а также процедур и средств обеспечения этих прав в отношениях, связанных с торговлей.
К актам наднационального уровня относятся соглашения и договоры государств - членов Евразийского экономического союза: Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу с 1 января 2015 г., Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г., Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19 ноября 2010 г., Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г.
При этом, если к целям ЕАЭС отнесены "стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза", то в рамках функционирования Таможенного союза регулируется только рынок товаров. При этом рынок интеллектуальной собственности не заявлен в качестве самостоятельного сегмента рыночных отношений во внешней торговле, а область интеллектуальной собственности не отнесена к перечню исключений из порядка функционирования единого внутреннего рынка товаров.
На национальном уровне каждое государство - член ЕАЭС имеет право применять свои правила при условии, что они не противоречат нормам ЕАЭС. В России основные нормы в области таможенной защиты закреплены в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" N 311-ФЗ (ст. 306, 307, 308).
Между тем существующие механизмы защиты интеллектуальной собственности не позволяют обеспечить ее на должном уровне, что приводит к потерям национального бюджета, снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, сокращению количества рабочих мест, нанесению вреда жизни и здоровью населения, перемещению части сделок в теневой сектор, снижению инвестиционной привлекательности стран ЕАЭС. При наличии на рынке высокого уровня контрафактных товаров производители теряют не только часть прибыли, но и репутацию компаний, что впоследствии выражается также в экономических потерях.
В этих условиях меры, принимаемые таможенными органами по пресечению ввоза/вывоза контрафактной продукции, являются дополнительным барьером и основным инструментом защиты прав авторов, правообладателей, потребителей и государства при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу ЕАЭС.
1 Область применения
Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется пересечением двух самостоятельных областей общественных отношений, связанных с:
1) интеллектуальной собственностью;
2) таможенной защитой.
В рамках рассмотрения области интеллектуальной собственности во внимание должны быть приняты только охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права на которые подпадают под режим таможенной защиты с точки зрения международного права (объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), а также процедуры, обеспечивающие управление рисками при таможенной защите соответствующих прав (исключительные права, личные неимущественные права, иные права) на такие объекты. Кроме того, в части указанных процедур требуются механизмы, обеспечивающие защиту от недобросовестной конкуренции.
Вторую область отношений - таможенную защиту - характеризуют:
- несоответствие между формой таможенной защиты как разновидностью правовой защиты и ее содержанием, которое сводится в основном к таможенному контролю;
- различие правовых основ и методологических подходов к организации таможенной защиты на международном, межгосударственном и национальном уровнях в этой сфере, в т.ч. при признании таких товаров контрафактными;
- отсутствие единых процедур и правил участия в таможенной защите организаций, представляющих авторские и смежные права на коллективной основе;
- отсутствие единых процедур и правил ценообразования при таможенном декларировании перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих охраняемые объекты интеллектуальной собственности.
Целью таможенной защиты интеллектуальной собственности является противодействие перемещению через таможенную границу контрафактных товаров в целях содействия развитию рынка интеллектуальной собственности как условия инновационного развития. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решать следующие задачи:
- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности на основании заявлений правообладателей;
- проведение таможенного контроля и контроля после выпуска товара в целях выявления нарушения таможенного и иного законодательства;
- мониторинг перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС);
- взаимодействие с правообладателями по вопросам определения контрафактности товара и защиты их прав;
- взаимодействие с другими органами исполнительной власти и специализированными организациями по вопросам защиты интеллектуальной собственности.
Согласно статье 6 ТК ТС [1] обеспечение защиты интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза является одной из основных задач таможенных органов.
Настоящий стандарт устанавливает единые требования к системе управления таможенной защиты в отношении интеллектуальной собственности, содержащейся в товарах, ввоз которых на территорию ЕАЭС и вывоз с территории ЕАЭС либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателей в соответствии с таможенным законодательством.
Настоящий стандарт может использоваться также при применении требований технических регламентов Таможенного союза, принятых в целях "предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции" (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 017/2011, ТР ТС 020/2011).
Целью разработки настоящего стандарта является совершенствование таможенной защиты интеллектуальной собственности на основе урегулирования выявленных противоречий и коллизий в рамках его области применения.
Основными задачами настоящего стандарта являются:
- формирование единообразного понятийного аппарата, относящегося к таможенной защите интеллектуальной собственности;
- выявление специфических рисков, относящихся к данной сфере;
- выработка процедур и правил, позволяющих выявить возможные риски, предупредить их появление, минимизировать последствия от возникших рисков и обеспечить создание условий формирования системы эффективного управления рисками в указанной сфере в целом.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55385-2012 "Интеллектуальная собственность. Научные произведения"
ГОСТ Р 55386-2012 "Интеллектуальная собственность. Термины и определения"
ГОСТ Р "Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 декларант: Физическое или юридическое лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, права на которые подлежат таможенной защите.
3.2 заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности: Документ, направляемый в таможенный орган правообладателем, имеющим достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его исключительных прав на охраняемые в соответствии с национальным законодательством объекты интеллектуальной собственности и подлежащих таможенной защите в связи с ввозом товаров в страну или их вывозом из страны либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
3.3 информация о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска: Уведомления, направляемые должностным лицом таможенного органа правообладателю (его представителю) и декларанту.
3.4 ответственность за имущественный вред (ущерб): Ответственность, которую несет правообладатель, если по его вине декларант понес убытки.
3.5 таможенная защита интеллектуальной собственности: Совокупность мер, реализуемых таможенными органами в целях предупреждения, выявления нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров и привлечения к ответственности лиц, виновных в этом.
3.6
таможенное декларирование: Заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>