Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 27 июля 2017 г. N 759-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИКИ И ОПЕРАТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАПРАВЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Informational ensuring of equipment and operational
activity. Preparation of specialist with turn of mind
ГОСТ Р 43.0.13-2017
ОКС 35.020
Дата введения
1 июня 2018 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр "НООН" исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр "НООН")
2 ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июля 2017 г. N 759-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт в комплексе стандартов в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности ГОСТ Р 43.0.1 устанавливает общие, основные положения, относящиеся к направленной подготовке специалистов.
Стандарт состоит из двух основных разделов:
- "Общие положения", в котором приведены общие сведения, относящиеся к обучающей технологии направленной подготовки специалистов;
- "Основные положения", в котором приведены основные сведения, относящиеся к осуществлению направленной подготовки специалистов для проведения технической деятельности.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие, основные положения, относящиеся к обучающей технологии направленной подготовки специалистов для технической деятельности с использованием информации, созданной с применением ноон-технологии.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 43.0.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.2-2006 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения
ГОСТ Р 43.0.3-2009 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.5 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 аватаризация: Придание учебной информации функций управления обучением.
3.2 аттрактивизированное представление информации: Представление информации в виде, обеспечивающем повышенную выразительность (привлекательность, эстетичность) ее восприятия мышлением оператора.
3.3 аттракторивизированное представление информации: Представление информации в виде, обеспечивающем самоорганизующееся ее применение в каких-либо целях мышлением оператора.
3.4 аттракторизирующие информационные, интеллектуальные обратные связи: Информационные, интеллектуальные обратные связи, способствующие самоорганизации соответствующего информационного процесса.
3.5 ассоциативно наведенная деятельность: Деятельность, воспринимаемая мышлением оператора (специалиста) как осуществляемая им реально под ассоциативным влиянием воспринимаемой оператором (специалистом) деятельности, осуществляемой им в реальных или виртуальных ТПИС.
3.6 дидактический процесс: Целенаправленный процесс обучения.
3.7 дидактическая ситуация: Фрагмент дидактического процесса взаимодействия обучающегося с обучающим воздействием.
3.8 дидактическая рефлексизирующая ситуация: Дидактическая ситуация, позволяющая обучающемуся наблюдать как бы со стороны внешнего наблюдателя, за своим участием в учебном процессе, обеспечиваемая активизацией соответствующими информационными средствами УМД обучающегося для достижения им, например, рефлексизирующего контекстного восприятия изучаемых сведений.
3.9 дидактическая семантическая операционно-операциональная ситуация: Дидактическая ситуация, в которой обучаемый взаимодействует с обучающим информационным воздействием соответствующего семантического операционно-операционального изложения, обеспечивающего представление обучаемому необходимых знаний, выработку у него соответствующих умений, навыков.
3.10 интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация): Информация в общем лингво-семантизированном трехуровневом грамматическом исполнении, создаваемая с применением общей интегральной лингвистики в импровизированном (улучшенном) семантическом представлении, адекватно соответствующем языковому функционированию мышления человека, с совместным гармонизированным использованием в различных сочетаниях фраземных, фонемных информационных образований в контекстно-формализованном, семантически изменяемом изложении с применением компьютеризированного интерактивно-активного управления.
3.11 интенсифицированная адаптированно-информационная деятельность мышления: Интенсифицированная деятельность мышления при взаимодействии с информацией, адаптированной к процессам его функционирования.
3.12 информационно-дидактическая семантическая операционно-операциональная рефлексизирующая ситуация: Дидактическая ситуация рефлексизированного взаимодействия обучающегося с информационными семантическими операционно-операциональными обучающими воздействиями.
3.13 клиаративная деятельность мышления; КДМ: Деятельность мышления с применением в процессе этой деятельности информации с пониманием.
3.14 клиаративное восприятие информации: Восприятие информации пользователем с пониманием.
3.15 клиаратизирующие информационные воздействия; КИВ: Информационные воздействия (перцептивные, чувственно-семантически воспринимаемые), обеспечивающие проведение информационно-интеллектуальной деятельности (ИИД) оператором - пользователем информации с пониманием.
3.16 клиаратизация информации: Представление информации для оператора - пользователя информации в понимаемом для него виде с учетом его подготовленности к соответствующей деятельности (с представлением информации в виде субъект-значимых знаний).
3.17 клиаратизация мышления: Приведение мышления внешними информационными воздействиями (сигнальными, семантическими) или внутренней умственной деятельностью в состояние проведения необходимой информационно-интеллектуальной деятельности (ИИД) с пониманием.
3.18 когнитивное мышление: Психологический процесс познания, связанный с получением субъективно-нового знания, с установлением связей и отношений между познаваемым сущим.
3.19 концепция: Основная идея (ведущий замысел).
3.20 концепция когнитивно-деятельностной подготовки специалистов (концепция КДПС): Концепция подготовки специалистов к необходимой деятельности с применением метода обучения, обеспечивающим в процессе их когнитивного мышления познание, усвоение необходимой деятельности с использованием заданной системой понимаемых ими знаний (субъект-значимых знаний).
3.21 метод: Способ достижения цели.
3.22 мыслительная деятельность мышления: Деятельность мышления с проведением умственных действий с использованием семантической информации.
Примечание - Различаются речемыслительная, умозрительная мыслительная деятельность.
3.23 наглядно-действенное мышление практическое: Мышление с проведением УМД, в ходе которой осуществляется оперирование образами, воспринимаемыми из внешней среды при взаимодействии с ней.
3.24 наглядно-образное мышление практическое: Мышление с проведением УМД, в ходе которой осуществляется оперирование образами, воспринимаемыми из внешней среды без взаимодействия с ней.
3.25 направленные информационные персонифицированные воздействия: Информационные воздействия, направленные на конкретного пользователя информацией с адаптацией их к его мышлению, могут осуществляться извне разработчиками информации или самим пользователем информации при проведении им умственных действий.
3.26
ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений. [ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.2, приложение А]
3.27 образное мышление теоретическое: Мышление с проведением УМД, в ходе которой осуществляется оперирование образами, имеющимися в мышлении (в долговременной памяти).
3.28 общая интегральная лингвистика: Область знаний о языковом функционировании мышления человека, осуществляемом при совместном гармонизированном проведении им умозрительной мыслительной, речемыслительной деятельности, с применением визуально, аудиально воспринимаемых буквенных, не буквенных обособленных информационных образований соответствующего исполнения и их объединений.
3.29 пассивное управление информацией: Умственное (воображаемое) управление воспринимаемой информацией без ее реального изменения в процессе естественной деятельности мышления с использованием изображений, позволяющих имитировать какие-либо изменения в воспринимаемой информации.
3.30 персонифицированное воздействие: Воздействие, осуществляемое на конкретного индивидуума.
3.31 пикториальные сведения направленного воздействия; (ПСНВ): Сведения, представленные в картинном образно-воспринимаемом виде, адаптированном к деятельности мышления оператора - пользователя информации.
3.32 понятийное мышление теоретическое: Мышление, осуществляемое оперированием понятиями, представленными в речевом виде при проведении мышлением РмД.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>