Введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 20 июня 2017 г. N 563-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
БАЛЛОНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ КОМПРИМИРОВАННОГО ПРИРОДНОГО
ГАЗА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Automotive vehicles. High-pressure cylinders
for compressed natural gas used as motor fuel. Technical
requirements and test methods
ГОСТ 33986-2016
МКС 43.020
Дата введения
1 февраля 2018 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Грузия GE Грузстандарт
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт
Украина UA Минэкономразвития Украины
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июня 2017 г. N 563-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33986-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования, предъявляемые к наполняемым баллонам, рассчитанным на рабочее давление не более 20,0 МПа, которые предназначены для использования только в составе систем питания транспортных средств в целях хранения на борту компримированного (сжатого) природного газа (далее - КПГ) под высоким давлением, используемого в качестве топлива, и методы их испытаний.
Баллоны, предназначенные для хранения КПГ, могут быть изготовлены из стали, алюминия или неметаллического материала и иметь конструкцию, которая соответствует установленным условиям эксплуатации.
Действие настоящего стандарта распространяется на баллоны следующих типов:
- КПГ-1 - баллон металлический;
- КПГ-2 - баллон с металлическим лейнером, армированным внешней намоткой армирующим материалом, пропитанным связующим (намотка в виде обручей);
- КПГ-3 - баллон с металлическим лейнером, армированным жгутовой нитью, пропитанной связующим (сплошная намотка);
- КПГ-4 - баллон с лейнером из неметаллического материала, армированным жгутовой нитью, пропитанной связующим (полностью из композиционных материалов).
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.019-74 (ИСО 9591-89) Единая система защиты от коррозии и старения. Сплавы алюминиевые и магниевые. Методы ускоренных испытаний на коррозионное растрескивание
ГОСТ 9.021-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Алюминий и сплавы алюминиевые. Методы ускоренных испытаний на межкристаллитную коррозию
ГОСТ 4784-97 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки
ГОСТ 6611.2-73 (ИСО 2062-72, ИСО 6939-88) Нити текстильные. Методы определения разрывной нагрузки и удлинения при разрыве
ГОСТ 6943.10-2015 Материалы текстильные стеклянные. Метод определения разрывной нагрузки и удлинения при разрыве
ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
ГОСТ 9909-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба коническая вентилей и баллонов для газов
ГОСТ 14019-2003 (ИСО 7438:1985) Материалы металлические. Метод испытания на изгиб
ГОСТ 10006-80 (ИСО 6892-84) Трубы металлические. Метод испытания на растяжение
ГОСТ 21553-76 Пластмассы. Методы определения температуры плавления
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автоматический клапан баллона: Автоматический клапан, регулирующий подачу КПГ в топливную систему, который не имеет ручного управления.
3.2 автофреттаж: Метод создания предварительно напряженной конструкции баллона, используемый при изготовлении баллонов из композиционных материалов с металлическим лейнером, в результате которого материал лейнера баллона подвергается нагрузкам, превышающим его предел текучести, достаточным для того, чтобы вызывать остаточную пластическую деформацию, обусловливающую сжимающие напряжения в лейнере баллона и растягивающие напряжения в волокнах при нулевом внутреннем давлении.
3.3 армирующий материал: Непрерывные волокна, воспринимающие основную нагрузку в композиционном материале.
3.4 баллон: Сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев или штуцеров, предназначенный для транспортирования, хранения и использования КПГ.
3.5 внешняя намотка: Система внешнего армирования корпуса с помощью волокон и смолы.
3.6 герметичность баллона: Свойство баллона не пропускать КПГ через стенки и соединения с запорной арматурой.
3.7 горловина баллона: Конструктивный элемент баллона с отверстием, имеющим резьбу для присоединения запорной арматуры.
Примечание - Горловину баллона допускается выполнять частично или целиком внутри баллона.
3.8 датчик/указатель давления: Герметическое устройство, которое указывает величину давления КПГ.
3.9 давление автофреттажа: Давление внутри баллона с внешней намоткой, при котором устанавливается требуемое распределение напряжения между лейнером баллона и внешней намоткой.
3.10 пробное давление: Гидравлическое давление, при котором баллон испытывают на прочность.
3.11 рабочее давление: Максимальное давление, на которое рассчитан элемент оборудования и на основе которого определяется прочность рассматриваемого элемента оборудования.
Примечание - Применительно к баллону - это установившееся давление КПГ на уровне 20 МПа при постоянной температуре 15 °C и максимальном давлении наполнения, равном 26 МПа.
3.12 днище: Неотъемная часть корпуса баллона, ограничивающая внутреннюю полость с торца.
3.13 клапан: Устройство, при помощи которого может регулироваться поток КПГ.
3.14 композиционный материал (композит): Материал, состоящий из непрерывных волокон и полимерного связующего.
3.15 компримированный природный газ; КПГ: Сжатый природный газ, хранимый на борту транспортного средства для использования в качестве топлива.
3.16 лейнер: Внутренняя герметизирующая оболочка баллона, которая может нести часть нагрузки.
3.17 намотка в виде обручей: Внешняя намотка, выполненная с использованием армирующей нити, намотанной в основном по окружности на цилиндрической части баллона, таким образом, что нить не подвергается значительной нагрузке в направлении, параллельном продольной оси баллона.
3.18 партия: Ограниченная группа последовательно изготовленных лейнеров баллонов, характеризующихся одними и теми же свойствами, предписанными конструкторскими материалами и процессом изготовления.
3.19 полная намотка: Наружная намотка, выполненная с помощью армирующей нити, намотанной на баллон по окружности и в осевом направлении.
3.20 предварительное напряжение: Напряжение, возникшее в ходе технологического процесса.
3.21 предохранительное устройство: Устройство для защиты баллона от разрыва, срабатывающее при избыточных температуре и/или давлении посредством сброса КПГ в окружающую среду.
3.22 рабочие температуры: Максимальные показатели температурных диапазонов, при которых обеспечивается безопасное и надлежащее функционирование конкретного элемента специального оборудования и с учетом которых этот элемент был сконструирован и официально утвержден.
3.23 разрушение баллона: Потеря баллоном способности выдерживать внутреннее давление.
3.24 ручной вентиль: Устройство, входящее в состав баллона и приводимое в действие вручную.
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>