Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 23 октября 2018 г. N 826-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАРТЫ НАВИГАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВНУТРЕННИХ
ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
Electronic navigation charts of inland waterways
of the Russian Federation. Symbols
ГОСТ Р 58252-2018
ОКС 03.220.40
Дата введения
1 апреля 2019 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Росречинфоком"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 032 "Водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2018 г. N 826-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
На судах, плавающих по внутренним водным путям Российской Федерации, используются электронные картографические навигационно-информационные системы, разработанные согласно стандарту [1]. При отображении в этих системах электронных навигационных карт внутренних водных путей теряется значительная часть информации о назначении, форме и цветах средств навигационного оборудования, что затрудняет судовождение и снижает безопасность плавания.
Настоящий стандарт вводится с целью устранить эту проблему путем дополнения библиотеки условных знаков [1] традиционными условными знаками бумажных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на электронные карты внутренних водных путей, используемые на судах речного транспорта Российской Федерации.
Положения настоящего стандарта подлежат применению в расположенных на территории Российской Федерации учреждениях и предприятиях независимо от их форм собственности, создающих электронные навигационные карты и электронные картографические навигационно-информационные системы.
Настоящий стандарт не распространяется на отображение участков электронных навигационных карт с морскими условиями плавания.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 26600 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 электронная навигационная карта; ЭНК: База данных, имеющая содержание, структуру и формат согласно стандарту [2] или его расширению [3]. Должна включать в себя всю картографическую информацию, необходимую для обеспечения безопасности плавания судов на внутренних водных путях.
3.2 объект электронной навигационной карты: Идентифицируемый набор информации. Может иметь атрибуты и определять отношения между объектами.
3.3 класс объекта: Род объектов электронной навигационной карты, объединенных общими признаками.
3.4 атрибут объекта: Качественная или количественная характеристика объекта электронной навигационной карты.
3.5 системная электронная навигационная карта; СЭНК: База данных, полученная преобразованием электронной навигационной карты во внутренний формат изготовителя электронной картографической навигационно-информационной системы и актуализированная по корректурам ЭНК. Может быть дополнена данными из других источников. Используется для формирования на дисплее ЭКНИС изображения карты и решения навигационных задач.
3.6 электронная картографическая навигационно-информационная система; ЭКНИС: Программно-аппаратный комплекс, предназначенный для решения навигационных задач на водных путях. Предоставляет разностороннюю навигационную информацию на одном дисплее (системная электронная навигационная карта, радиолокационное изображение, место судна по спутнику и др.), предупреждает об опасностях, управляет авторулевым и т.п.
4 Общие положения
4.1 На внутренних водных путях (далее - ВВП) Российской Федерации эксплуатируются ЭКНИС, разработанные на основе стандарта [1], в котором отсутствуют условные знаки средств навигационного оборудования внутренних водных путей. В связи с этим стандарт устанавливает состав и примерный вид условных знаков для ЭКНИС.
Примечание - Программная реализация этого дополнения возлагается на изготовителей ЭКНИС.
4.2 Чтобы достичь однозначного соответствия между объектом ЭНК и условным знаком ЭКНИС, изготовители ЭНК должны следовать некоторым общим правилам кодирования, перечисленным в приложении А.
4.3 Выбор условного знака из дополнительной библиотеки знаков для отображения средства навигационного оборудования рекомендуется выполнять согласно правилам, изложенным в приложении Б.
5 Основные параметры условных знаков средств навигационного оборудования внутренних водных путей
5.1 При кодировании процедуры отображения условного знака средств навигационного оборудования ВВП следует выполнять следующие требования:
- вид знака должен в общих чертах повторять вид соответствующего условного знака бумажной навигационной карты с учетом вариантов раскраски знаков, установленных по ГОСТ 26600;
- в мелком масштабе знак должен распознаваться наравне с аналогичными условными знаками стандарта [1]. Порог распознавания соответствует разрешению 0,35 мм изображения на один пиксель дисплея системы отображения;
- допускается относительное уменьшение второстепенных элементов знака, например стоек-оснований;
- линейные элементы знаков должны быть толщиной 0,3 или 0,6 мм.
5.2 Так же как и на бумажных картах, некоторые условные знаки допускается изображать с упрощением рисунка. Например, могут быть показаны три горизонтальные полосы вместо пяти, предусмотренных в ГОСТ 26600. Мелкие детали навигационных знаков, например красная окантовка информационных знаков (знаки номер 17 - 25), могут быть опущены.
5.3 Ниже, в таблице 1, показаны рекомендуемые изображения условных знаков средств навигационного оборудования ВВП. Знаки даны в натуральную величину в цветах, близких к цветам стандарта [1].
Таблица 1
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>