Вопрос: Налоговый орган вынес решение о применении к организации налоговой ответственности на основании п.3 ст.120 НК РФ. В акте налоговой проверки указано, что в результате отсутствия первичных документов организацией была занижена налоговая база. Организацией представлен акт комиссии, согласно которому первичные документы были уничтожены в результате пожара. Из протокола осмотра места происшествия следует, что основная часть первичных документов хранилась на столе в кабинете бухгалтерии, на котором находился компьютер, ставший источником возгорания. Организация считает, что отсутствие ее вины исключает применение к ней налоговой ответственности. Является ли решение налогового органа о применении к организации налоговой ответственности при указанных обстоятельствах правомерным?
Ответ: Согласно п.3 ст.120 Налогового кодекса РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза или более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета или в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Пунктом 1 ст.110 НК РФ установлено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Согласно п.4 ст.110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрена обязанность организации хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (ст.17 данного Закона).
Согласно п.6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105, первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах. Сохранность первичных документов обеспечивает главный бухгалтер.
В нарушение установленного порядка первичные документы хранилась на столе в кабинете бухгалтерии, на котором находился компьютер, ставший источником возгорания.
Таким образом, вина организации состояла в нарушении установленного порядка обеспечения сохранности первичных документов, то есть грубом нарушении правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.
Следовательно, решение налогового органа о применении к организации налоговой ответственности при указанных обстоятельствах является правомерным.
Л.А.Брандт
Советник налоговой службы РФ
III ранга
29.02.2004