МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2013 г. N 14-7-513
Направляем в Ваш адрес Рекомендации по учету сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров и обеспечения пожарной безопасности (прилагаются).
Прошу организовать изучение и использование при планировании действий и в ходе выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.
Директор Департамента
гражданской защиты
генерал-майор
С.Л.ДИДЕНКО
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ СИЛ И СРЕДСТВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ
ПОЖАРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Настоящие рекомендации разработаны Департаментом гражданской защиты МЧС России в целях выработки единых подходов по учету сил и средств, привлекаемых к тушению лесных пожаров.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основными задачами по предупреждению и тушению лесных пожаров являются:
недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;
предотвращение распространения лесных пожаров на населенные пункты и объекты экономики, а также недопущение возникновения лесных пожаров из-за пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики.
Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров и порядок введения чрезвычайной ситуации в лесах определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 "Об утверждении правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций".
Организация охраны лесов от пожаров включает выполнение следующих основных функций:
1. Обеспечение пожарной безопасности:
а) предупреждение и ограничение распространения лесных пожаров:
разъяснительная и воспитательная работа, в том числе через средства массовой информации;
регулирование посещаемости лесов;
благоустройство мест отдыха и стоянок транспорта;
контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, в том числе силами государственного пожарного надзора в населенных пунктах и объектах экономики расположенных в лесных массивах или вблизи них;
б) снижение пожарной опасности:
регулирование состава древостоев;
очистка мест рубок;
ликвидация внелесосечной захламленности;
санитарные рубки;
в) предупреждение (ограничение) распространения огня:
создание противопожарных разрывов (барьеров);
создание минерализованных полос;
создание противопожарных опушек;
г) подготовка сил и средств для предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе контроль готовности сил и средств к предупреждению и тушению пожаров с выездом оперативных групп в районы возможного возникновения лесных пожаров;
д) обнаружение лесных пожаров:
дежурство на пожарно-наблюдательных вышках, пунктах;
наземное патрулирование, авиационное патрулирование;
оценка лесопожарной обстановки и прогноз ее развития;
прием и обработка информации о пожарной обстановке (пожарах) и доведение до заинтересованных органов управления, должностных лиц, сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
е) подготовка к работам по тушению:
дежурство пожарных команд;
перераспределение и маневрирование силами и средствами пожаротушения, доставка их к местам лесных пожаров.
2. Непосредственное тушение лесных пожаров - разведка пожара, остановка распространения огня, локализация, дотушивание и окарауливание.
К работам по тушению лесных пожаров относятся (письмо Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"):
разведка (наземная и авиационная) очага лесного пожара;
организационно-технические мероприятия;
локализация очага пожара;
окарауливание локализованного пожара и ликвидация пожара.
Работы по разведке (обследованию) очагов лесного пожара осуществляются наземным и авиационным способами, а также путем космического мониторинга лесных пожаров.
Наземный способ разведки очагов возгорания включает в себя комплекс работ (объезд, обход) с момента сообщения о лесном пожаре или его обнаружения с применением наземных сил и средств.
Авиационный способ - комплекс работ (облет) по обследованию очага возгорания, осуществляемых с воздушных судов.
К организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров, относятся:
доставка людей и средств к месту тушения пожара и обратно (пешим путем, автомобильным, водным, воздушным транспортом);
обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара;
организация питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара;
проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности во время тушения пожара;
текущий ремонт основных средств, поврежденных при работах, связанных с тушением лесных пожаров;
подготовка огнетушащих растворов, заправка ими воздушных судов и пожарных средств;
обеспечение забора воды авиационной техникой для пожаротушения с акваторий открытых водоемов;
составление плана тушения пожара (мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесного пожара). План составляется по данным обследования и прогноза распространения и развития пожара руководителем тушения лесного пожара.
Основными стадиями локализации лесного пожара являются:
остановка распространения кромки пожара - это комплекс работ, непосредственно воздействующих на кромку пожара с целью недопущения ее дальнейшего распространения;
непосредственно локализация пожара - это комплекс мер (применение технических способов и тактических приемов) по созданию (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения;
дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища - это комплекс мер направленных на ликвидацию очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.
К окарауливанию пожара относятся работы, состоящие в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвращения возобновления пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании. В случаях обнаружения скрытых очагов горения принимаются меры по их дотушиванию. После окончания окарауливания пожар считается ликвидированным.
К тушению лесных пожаров допускаются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, не имеющие физических недостатков, предварительно прошедшие медицинский осмотр по месту своей работы и по состоянию здоровья признанные годными к выполнению этой работы.
К выполнению вспомогательных работ при борьбе с лесными пожарами (бытовое обслуживание, приготовление пищи, несение дежурств и т.д.) могут привлекаться
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>