Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.П.ЧУПРИЯН
5 сентября 2016 г. N 2-4-71-49
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ
Перечень
сокращений, применяемых в методических рекомендациях
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
АСК - авиационно-спасательная компания
АСР - авиационно-спасательные работы
АСЦ - авиационно-спасательный центр
АЭ - авиационная эскадрилья
ВАП - выливной авиационный прибор
ВОП - вертолетный опрыскиватель подвесной
ВС - воздушное судно
ВСУ - водосливное устройство
ГСМ - горючее и смазочные материалы
ДВС-УЛЗ-ФРЗ - дистанционная вертолетная система уничтожения ледяных заторов с фюзеляжным раскладчиком зарядов
ДС - диспетчерская служба
ЕС ОрВД - единая система организации воздушного движения
КВС - командир воздушного судна
КП - командный пункт
КСВ - корзина спасательная вертолетная
МВЛ - местные воздушные линии
ОГ - оперативная группа
ОШ ЛЧС - оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций
РЛЭ - Руководство по летной эксплуатации
РТО - радиотехническое обеспечение полетов
СОД - старший оперативный дежурный
С(ККПА) - службы координации и контроля полетов авиации
ЧС - чрезвычайная ситуация
Настоящие временные методические рекомендации разработаны в соответствии с планом подготовки в системе МЧС России нормативных правовых актов по повышению безопасности и эффективности применения авиации МЧС России при тушении пожаров на 2016 - 2017 годы и предназначаются для использования руководящим составом региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - РЦ МЧС России), руководством авиационно-спасательной компании и авиационных учреждений МЧС России в качестве пособия в вопросах планирования и применения авиации.
Во временных методических рекомендациях изложен порядок организации авиационного обеспечения тушения пожаров в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 23.06.2015 N 324, вводящего в действие Порядок применения авиации и авиационно-спасательных технологий в МЧС России.
Введение
Место авиационного пожаротушения в тактике тушения пожаров
Как известно, решающим для спасения жизни людей и предотвращения ущерба от пожара является время прибытия пожарных и начала их действий, а оно в условиях больших пространств естественных лесонасаждений или обширной застройки мегаполисов может значительно увеличиваться.
Перспективным направлением достижения высокой эффективности пожаротушения является развитие аэромобильных и авиационно-спасательных технологий, создание перспективных авиационных технических средств и методов тушения пожаров и спасения людей, а также обеспечение их непосредственного внедрения в современную пожарную практику.
Преимущества применения авиации определяются, прежде всего, быстротой реагирования сил и средств, возможностью создания условий оптимальной обзорности мест пожаров и способностью маневрировать силами и средствами пожаротушения и проведения АСР при изменении ситуации.
Применительно к условиям проведения АСР и тушения пожаров, авиация и авиационно-спасательные технологии МЧС России, могут выполнять:
а) авиационно-спасательные работы:
поиск и обнаружение потерпевших бедствие при пожаре;
наведение и целеуказание наземным пожарным и поисково-спасательным силам на объекты поиска;
десантирование спасательных групп, а также средств пожаротушения парашютным, беспарашютным и посадочным способом;
эвакуация пострадавших из зоны бедствия;
санитарно-авиационная эвакуация пострадавших граждан, в том числе в случае заражения (загрязнения) радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
б) специальные авиационные работы:
тушение пожара с воздуха водой или раствором замедлителя горения (ретарданта) в местах, недоступных для наземных пожарных команд;
ведение воздушной пожарной, инженерной, радиационной, химической разведки и мониторинга местности;
сдерживание распространения пожара до прибытия наземных команд, предотвращение распространения огня;
прокладка защищаемых полос с помощью воды, пены, растворов химических веществ;
авиационно-монтажные и демонтажные работы;
в) обеспечение управлением и связью:
ретрансляция связи между пожарными, поисково-спасательными группами и пунктами управления;
г) воздушные перевозки.
1 Силы и средства авиационного пожаротушения
1.1 Группировка и характеристика авиационных средств МЧС
России для борьбы с пожарами
Под группировкой сил и авиационно-спасательных средств понимается совокупность пилотируемой авиации МЧС России, беспилотных авиационных систем (БАС), авиационно-технических и технических средств ведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, летного, инженерно-технического и технического состава ФГБУ "Авиационно-спасательной компании МЧС России" (АСК) и авиационно-спасательных центров (АСЦ), а также личного состава учреждений и организаций МЧС России, включенных в состав аэромобильных группировок МЧС России [1].
Выполнение задач по авиационному обеспечению сил и средств МЧС России возложено на АСК и АСЦ, действующие в зонах ответственности каждого РЦ МЧС России [2]:
ФГБУ "Жуковский АСЦ МЧС России" - в зоне ответственности Центрального РЦ МЧС России;
ФГБУ "АСЦ (Южного РЦ МЧС России)";
ФГБУ "АСЦ (Северо-Кавказского РЦ МЧС России)";
ФГБУ "АСЦ (Северо-Западного РЦ МЧС России)";
ФГБУ "АСЦ (Приволжского РЦ МЧС России)";
ФГБУ "АСЦ (Уральского РЦ МЧС России)";
ФГБУ "Красноярский АСЦ МЧС России" - в зоне ответственности Сибирского РЦ МЧС России;
ФГБУ "Хабаровский АСЦ МЧС России" - в зоне ответственности Дальневосточного РЦ МЧС России.
Во всех авиационных формированиях и региональных центрах поддерживаются установленные нормы неснижаемых запасов авиационного топлива в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 15.01.1999 N 20.
Воздушные суда МЧС России, применяемые при тушении пожаров
Самолеты RRJ-95LR-100 и Ан-148-100ПМ являются средствами экстренной доставки оперативных групп, команд спасателей или эвакуации пострадавших (с установкой до 6 медицинских модулей самолетных, вместимостью до 6 человек).
Самолет Ил-76ТД применяется для тушения лесных и техногенных пожаров с использованием ВАП-2, десантирования грузов и средств пожаротушения, размещаемых на больших и малых грузовых платформах. Самолет также может применяться для санитарной эвакуации пострадавших с установкой 5-ти медицинских модулей самолетных, вместимостью до 20 человек.
Самолет Бе-200ЧС является основным средством обеспечения поисково-спасательных работ на морских акваториях и крупных внутренних водоемах, тушения
Для просмотра документа целиком скачайте его >>>